Маленькими шагами — в будущую профессию. Организация инновационной творческой деятельности педагогического коллектива

Номер: 

Кем ты будешь, когда вырастешь? Этот поистине сакраментальный вопрос слышит почти каждый ребенок с самого раннего детства. В эти безмятежные годы он хочет стать космонавтом или пожарным, танцором или бизнесменом, поваром или водителем троллейбуса... Но по истечении золотой поры детства вопрос о выборе профессии обретает для ребенка все более серьезное звучание.  

Выбор будущей профессии — важнейшая жизненная задача, эффективно решить которую без поддержки и помощи взрослых ребенок не сможет. Выбирая профессию, мы выбираем образ жизни, что требует осознания собственных ресурсов, ограничений и желаний, знания не только актуальных тенденций рынка труда, но и прогнозов: какие специальности будут востребованы в обозримом будущем. Педагогически последовательное погружение ребенка в контекст будущего профессионального выбора ставит перед взрослыми вопрос о формировании у всякого конкретного учащегося более осознанных потребностно-мотивационных доминант. Это весьма непростая исследовательско-методическая задача, сопряженная, как мы полагаем, с осуществлением поисковой инновационной деятельности всего педагогического коллектива. Без своевременной профориентационной поддержки и психолого-педагогической помощи выбор ребенка может пойти по весьма рискованной схеме: «за компанию», «там проще всего», «это модно» и т.д.
 

Случившийся неудачный выбор профессии — это почти неизбежное разочарование, неудовлетворенность собой и жизнью. Но все это не просто ситуативная субъективно-личностная сторона дела. Комплекс несостоявшейся личности и социальная дезадаптация приводят девушку или молодого человека к конфронтации с обществом или уходу в себя, а, в конечном итоге, объективно выступающего отрицательным фактором в развитии экономики нашей страны. По исследованию ведущего рекрутингого портала HeadHanter среди представителей 22 профессий до 50 % специалистов не выбрали бы свою специальность, если бы могли выбирать заново. Есть над чем задуматься педагогам и нынешним родителям.
Актуальность обеспечения верного выбора профессии заключается еще и в том, что планируемые поправки в российский Трудовой кодекс, предусматривающие введение обязательного применения профессиональных стандартов, сделают невозможной работу по той или иной специальности без соответствующего диплома об образовании уже с 2020 года. Возникает противоречие между законодательными инициативами и статистическими данными. На сегодняшний день, по опросу ВЦИОМ, только 37 % россиян работают по специальности, а 29 % — в смежной области. Цифры опроса, проведенного Исследовательским центром НП "Эксперты рынка труда" свидетельствуют: 53,3% респондентов заняты тем, чему учились, остальные 46,7 % уже сменили род занятий. Другими словами, минимум половина россиян на сегодняшний день работает не по той специальности, на получение которой были затрачены годы упорной учебы и значительные финансовые средства. Что касается нашего региона, то, по данным электронного ресурса NGS.rabota, только 24 % жителей Новосибирской области трудятся по специальности, 26 % в смежных областях и 50 % ошиблись в выборе профессии (либо не имеют возможности по ней работать). И это без учета латентной безработицы.   

Итак, значимость эффективного личностно-ориентированного профинформирования в наши дни все более возрастает, а сама профориентационная работа — в соответствии со всеми вызовами времени - требует системно-целевого подхода, разработки и реализации долгосрочных целевых профессионально-ориентирующих проектов и программ. В большинстве же российских образовательных и воспитательных учреждений профориентационная деятельность осуществляется сегодня в основном через разовые мероприятия, превращаясь, в лучшем случае, в досугово-развлекательное шоу или невзыскательный поверхностный рассказ на тему «Есть такая профессия».
Многие методы профориентации, используемые в сегодняшней массовой педагогической практике — устарели. Тест как основной инструмент и педагог-психолог в роли ведущего эксперта по рынку труда в новых социально-экономических условиях не решают важнейшие задачи профориентации. Рекомендации многочисленных тестов на тему «кем быть» устаревают раньше, чем их удается воплотить в жизнь. По данным портала SuperJob.ru лишь 21 % респондентов тест помог в выборе профессии, 79 % — не помог, 54 % опрошенных никогда не заполняли профориентационные тесты. Налицо противоречие между необходимостью введения в образовательный процесс новых форм работы по профориентации и реальной организацией предпрофильной подготовки.

Участившиеся экономические кризисы, бурная технологическая революция, хаотическое влияние Интернета, сравнимая со сверхскоростями быстрота перемен, требуют переосмысления профориентационной работы и применения новых методов. Формальный подход к профориентации сегодня недопустим.
В нашем Центре дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения «Перспектива» (г. Бердск) в сентябре-октябре 2017 г. был разработан инновационный проект творческой поисковой деятельности педагогического коллектива на период с ноября 2017 г. по ноябрь 2020 г. «Маленькими шагами — в будущую профессию». В предметно-деятельностном плане проект представляет собой динамическую систему содержательно сопряженных между собой профориентационных мероприятий — своего рода «маленьких шажков» на сложном жизненном пути взрослеющей личности. В конечной своей устремленности наш проект призван: а) на учебно-ситуативном уровне помочь обучающимся определиться с выбором будущей профессии, выбором той конкретной сферы деятельности, в которой он хотел бы стать хорошим специалистом и б) на жизненно-мировоззренческом уровне — помочь обучающимся с выбором соответствующего образа жизни, выбором основного способа своего творчески насыщенного жизнеосуществления.

Жизненно-профессиональный выбор должен быть осознанным, отвечающим способностям и возможностям ребенка, его желаниям, стремлениям и, одновременно, актуальным тенденциям рынка труда. Эта концептуальная методологическая идея выступает для нас основным стратегическим ориентиром всех предпринимаемых в педагогическом коллективе опытно-поисковых действий.
Особенно трудно осуществлять судьбоносный выбор детям с ограниченными возможностями здоровья, ведь их будущие профессиональные возможности в известной мере ограничены. Это объективное жизненное обстоятельство, так или иначе, сужает и усложняет выбор профессии для этих детей и вносит в него «элементы драматизма, которые часто проявляются как следствия противоречия между личными интересами, притязаниями субъекта выбора профессии и теми ограничениями, которые налагает на него медицинский диагноз» (И. Е. Шварц).

Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, что порой значительно усложняет профориентационную жизненную ситуацию. Если учесть, что число детей с особыми потребностями в развитии постоянно увеличивается (в Бердске на сегодняшний момент их более 200), а потребности рынка, формирующего образовательный заказ, быстро меняются, все вышесказанное придает проблеме профессионального самоопределения таких детей особую актуальность и требует поиска ее решения как в концептуальном, так и методическом уровнях.
Следует особо подчеркнуть, что в нашем сегодняшнем проекте организации творческой поисковой деятельности педагогического коллектива «Маленькими шагами  в будущую профессию» не на словах, а на деле реализуется принцип преемственности с итогами предыдущего аналогичного инновационного проекта, уже успешно осуществленного в рамках деятельности Бердской муниципальной инновационной площадки по теме: «Профессиональное и личностное самоопределение детей как условие их социальной адаптации и развития одаренности». В рамках этой площадки нами были разработаны, апробированы и внедрены в ряде образовательных учреждений города Бердска следующие четыре целевые программы, предназначенные для разных возрастных категорий детей. Кратко прокомментируем сказанное.
Для дошкольников была реализована программа «Город Мастеров». В рамках этой целевой программы осуществлялось первоначальное ознакомление детей с различными профессиями. В частности, было впервые организовано проведение с детьми в игровой форме профессиональных проб; было предпринято обучение педагогов и родителей навыкам распознавания природных задатков и способностей ребенка, в психолого-педагогическом ключе обосновывалось создание благоприятных условий для их реализации. Занятия также включали проектную деятельность, способствующую развитию проектного мышления, необходимого для более разумной организации собственной жизни и профессиональной карьеры в будущем.

  • Программы для детей младшего и среднего школьного возраста «Я и мир» и «В мире профессий» были ориентированы на создание условий для социализации и индивидуализации детей, овладения ими социокультурными нормами профессиональной и коммуникативной деятельности. Такие игры и профориентирующие проекты остаются и сегодня в методическом копилке педагогов, но к ним добавляются тематические экспресс-исследования, экскурсии на предприятия города; усложняется и обратная связь: сегодня она может осуществляться в виде личностной рефлексии, самоконтроля и самооценки. К формам работы с подростками скоро добавятся бизнес-игры, а также различные профориентационные тесты (но не как самоцель, а только лишь как вспомогательное средство).
  • И, наконец, в предшествующем инновационном проекте была реализована программа для старшеклассников «Планирование карьеры и жизни». Программа была нацелена на формирование предпринимательской компетенции; использовались такие организационно-методические формы работы как: профессиональные пробы с ориентацией на различные профили; проектная и исследовательская деятельность; тематические каникулы; бизнес-игры; деловые игры; профориентационные тесты.

В нашем новом проекте организации поисковой творческой деятельности педагогического коллектива «Маленькими шагами в будущую профессию» все выше охарактеризованные программы будут размещены в основание создаваемой системы пошагового личностно-профессионального самоопределения детей. Механизм включения потребностно-мотивационных доминант станет в рамках отрабатываемой системы важнейшим стимулом для практических инновационно-методических действий педагогов дополнительного образования, по нашему замыслу, более профессионально грамотно реализующих возрастной и индивидуально-творческий потенциал обучающихся в системе дополнительного образования.

Цель проекта: Разработка и реализация системы пошагового личностно-профессионального самоопределения обучающихся различных возрастных групп с учетом их индивидуальных особенностей и потребностно-мотивационных доминант.
Задачи:
1.Подготовить обучающихся различных возрастных групп к личностно-мотивированному и социально значимому выбору будущей профессии через участие в серии профессиональных проб.
2.Создать электронную площадку профильных проб на сайте МБОУ ДО «Перспектива».
3.Разработать и апробировать единую программу каникулярных профильных смен «PROF-каникулы».
4.Активизировать процесс компетентного деятельностно-практического участия родителей в жизненно-профессиональном самоопределении их детей.
5.Создать банк творческих методических разработок, сценариев и технологических карт мероприятий, проводимых в опытно-поисковом режиме в рамках реализации проекта.
Мы предполагаем, что, обобщив накопленный к завершению настоящего проекта опыт, подведя итоги реализации данного проекта, в системно-аналитическом ключе проанализировав достигнутое и выстроив дальнейшие перспективы осуществления опытно-экспериментальной деятельности, мы создадим определенную модель творчески ориентированной жизнедеятельности педагогического коллектива, полезную для инновационного развития ряда других образовательных организаций Новосибирской области, а, возможно, и Российской Федерации в целом.

Инновационные индикаторы проекта
1. В ходе реализации настоящего проекта нам предстоит теоретически обосновать возможность создания в городском многопрофильном учреждении дополнительного образования системы эффективного пошагового личностно-профессионального самоопределения обучающихся, преемственно связывающей между собой процесс развития детей дошкольного, младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста.
2. В хронологически установленные сроки необходимо будет создать благоприятную информационно-коммуникативную среду профессиональной ориентации обучающихся для обеспечения максимальной персонификации дополнительного образовательного процесса.
3. Предстоит разработать и внедрить разноуровневую контрольно-диагностического модель учета индивидуальных творческих достижений и потребностно-мотивационных доминант у обучающихся различных возрастных групп в ситуации их вариативного личностно-профессионального самоопределения.
4. Необходимо будет объединить, интегрировать коллективно-групповой усилия и творческие методические поиски педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов; качественно модернизировать деятельность по теоретико-практическому сопровождению личностно-профессионального развития обучающихся, выявления и раскрытия у них творческой задатков и способностей на различных стадиях онтогенеза; превратить все субъектно-позитивные усилия коллектива в глубоко специфичную для дополнительного образования, системно скоординированную и стратегически выверенную помощь по личностно-профессиональному самоопределению и социокультурной адаптации обучающихся различных возрастных групп.
5.Предстоит комплексно развивать и разнопланово совершенствовать основные направления профориентационной деятельности (профпросвещение, профинформирование, профпропаганду, профконсультирование профвоспитание, профдиагностику и др.), последовательно расширяя для этого круг сетевых партнеров-соисполнителей проекта.
Свою ключевую педагогическую «сверхзадачу» мы усматриваем не в том, чтобы подталкивать выпускников к выбору определенных сфер деятельности, а в том, чтобы оказать благоприятное положительное влияние на их мотивацию выбора, вплоть до образования в структуре их личности сознательных целевых потребностно-мотивационных доминант. При этом многочисленные профессиональные пробы будет определяться нами в качестве центрального — деятельностно-практического и личностно-смыслового — звена в осуществлении опытно-поисковой деятельности по обновлению системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся различных возрастных групп.

Аспекты реализации проекта
1.Социальный аспект заключается в формировании потребностно-мотивационных доминант в структуре личностно-профессионального самоопределении.
2.Экономический аспект — обеспечить влияние на выбор обучающимися профессии в максимальном соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
3. Психологический аспект состоит в изучении сложившейся структуры личности, определении оптимальной индивидуальной профессионально-образовательной траектории развития (выстроенной на актуализированной способности к осознанному выбору).
4 Педагогический аспект связан с формированием социально ожидаемых, личностно значимых мотивов выбора профессии и четко предметно-конкретизированных профессиональных интересов.
5. Медико-физиологический аспект — разработка критериев успешного профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также учете требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата (особенно важен для детей-инвалидов и детей с ОВЗ).
6. Практический аспект — включает задачи по освоению элементарных навыков трудовой деятельности («снятие пробы») в выбранной сфере.

Ожидаемые эффекты проекта
Функционирование в образовательном учреждении (МБОУ ДО «Перспектива») и, одновременно, в сетевом партнерском сообществе научно обоснованной практико-ориентированной системы личностно-профессионального самоопределения обучающихся, учитывающей их возрастные и индивидуальные особенности, а также закрепившиеся в их конкретном жизненном социальном опыте потребностно-мотивационные доминанты (склонности).  
1. Последовательный рост числа обучающихся (в каждой возрастной группе), делающих сознательно аргументированный выбор (взвешивая все «за» и «против») своей будущей профессии по персонифицированному — ценностно-смысловому и потребностно-мотивационному — основанию.
2. Рост активности (заинтересованности) родительской общественности в сотрудничестве с педагогическим коллективом МБОУ ДО «Перспектива» по поводу жизненно-профессионального самоопределения их детей, занимающихся в различных творческих объединениях Центра.
3. Расширение социально-средовых и личностно-психологических условий для участия в «Профильных пробах» детей с особыми потребностями в развитии (электронная площадка, «PROF-каникулы», профпробы).
4. Диссеминация (распространение) профессионального педагогического опыта, накопленного в процессе реализации настоящего проекта «Маленькими шагами — в будущую профессию», прежде всего, посредством издания сборника с аналогичным названием.