На пути к совершенству

Номер: 

В апреле двенадцать педагогов МБУДО «Центр детского творчества Советского района» и МБОУ СОШ № 165 прошли курсы повышения квалификации по теме «Система воспитательной деятельности педагога дополнительного образования, учителя в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ». Стремясь к профессиональному совершенству, педагоги постоянно учатся сами. Занятия в рамках курсов проводили преподаватели кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО: заведующая кафедрой, к.п.н. Н. Н. Малахова, старшие преподаватели кафедры Л. В. Черникова и Э. Л. Ликсонова. 8 мая состоялось итоговое занятие, где были подведены итоги и представлены творческие итоговые работы педагогов.

В переводе с греческого педагог — ведущий ребенка. Педагог не только передает знания и умения, он излучает человеческое тепло, взращивает человеческие чувства, сеет семя добра в душах и сердцах своих воспитанников. О важности этой профессии много написано и сказано. «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние…» (Г. Адамс); «…учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать…» (У. Черчилль).
На занятиях обучающиеся обсудили воспитательный профессионализм педагога в современном социокультурном контексте, его психологическую грамотность в работе с детьми, формы взаимодействия с родителями, а также психолого-педагогическую диагностику образовательного процесса. Кроме того, слушатели курсов приняли участие в работе стажерской площадки учреждений дополнительного образования г. Новосибирска «Создание игровой среды – возможности для саморазвития». 8 мая были подведены итоги обучения в форме презентаций зачетных творческих работ. В рамках содержания курсов педагогам было предложено ознакомиться с текстом Стратегии развития воспитания в РФ и рефлексивно проанализировать модель воспитанника школы или детского творческого объединения, любое воспитательное мероприятие согласно соответствию приоритетам, задачам, ценностям, выделенным в Стратегии. Основополагающей идеей задания являлась не только задача изучения нормативного документа, но и необходимость педагогической рефлексии своей воспитательной деятельности, умения сопоставлять свой опыт с общими образовательными приоритетами и моделями воспитанников образовательных учреждений. Считаем, что такие творческие задания актуализируют у педагога системное видение своей воспитательной педагогической деятельности в диаде «общее — частное; система учреждения — система педагога».
Педагоги рассказали о своем опыте, приемах, методах и формах воспитательной деятельности, реализуемых с целью формирования и развитой личности воспитанников в современных социокультурных условиях. Это и участие в конкурсах, организация социокультурных мероприятий, экскурсий театральных спектаклей, соревнований, а также участие в значимых акциях и проектах и многое другое. Подводя итоги курсов повышения квалификации, педагоги говорили о своей роли в приобщении воспитанников к культурным ценностям, об актуальности формировании грамотной речи, трудовом и этическом воспитании.
Особо актуальным моментом в своей деятельности педагоги отметили профессиональные знания, навыки и умения по развитию таких личностных качеств у современных школьников как целеустремленность, терпение, аккуратность, эстетический вкус интерес к здоровому образу жизни, по формированию психологической готовности к профессиональному самоопределению.
Выступления всех педагогов были яркими и запоминающимися. Каждый из них глубоко заинтересован в развитии воспитанников, любит свою профессию и активно отстаивает свою педагогическую позицию. Не обошлось и без критики современной ситуации, с которой педагоги-практики встречаются в своей деятельности: безразличие родителей, агрессивность среди подростков, инертность и желание чаще получить желаемое без каких-либо затрат и труда. В свое время Л. Н. Толстой отмечал, что «если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Поэтому в современной педагогике нет пределов для совершенства, педагогические стремления сосредоточены не только на том, чтобы научить ребенка, но и помочь ему осмыслить  жизнь, осознать  истинные потребности, найти свое место в мире.
На итоговом занятии педагоги показали, что они делают это по-разному: кто-то прививает любовь к труду, другой готовит к профессии геолога, третий учит созидать красоту через живопись или детскую моду, четвертый формирует музыкальный вкус, пятый учит искусству выражения себя в танце. Все педагоги разносторонние, творческие люди, что подтверждает идею необходимости включения воспитанников в ценностное общение с педагогом.
Курсы повышения квалификации завершились вручением удостоверений. Педагоги выразили благодарность лекторам за профессионализм, интересный материал, возможность повысить свою психологическую компетенцию,  создание дружеской и продуктивной рабочей атмосферы в учебной группе. Многие отметили удобство прохождения курсов на рабочем месте и выразили готовность к дальнейшему обучению в таком формате.

Информационная справка:
С середины XIX века воспитание стало одной из функций государства, для реализации которой оно вырабатывало определенную политику с целью формирования человека, соответствующего государственному и общественному строю. С этого времени можно говорить о создании государственной системы воспитания, в основе которой лежат законодательные акты. В нашей стране такая система базируется на основе Закона об образовании, ФГОС, образовательных программах различных видов. 29 мая 2015 года  Распоряжением Правительства РФ  утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Этим документом определяется приоритетная задача России в сфере воспитания детей — развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

 

Дополнительные файлы: