Организация волонтерского движения в форме детского творческого объединения

Номер: 

В 2016-2017 учебном году было создано волонтерское движение на базе нашего учреждения дополнительного образования в форме детского творческого объединения.
Цель: проведение опытно-экспериментального исследования по влиянию участия в деятельности волонтерского движения на формирование смысложизненных ориентаций.
Задачи:

  • Разработать технологию организации волонтерского движения в форме детского творческого объединения;
  • Создать волонтерское движение в форме детского творческого объединения;
  • Провести эксперимент по выявлению влияния участия в деятельности волонтерского движения на формирование смысложизненных ориентаций.
    Первоначально была разработана технология организации данного движения, которая включала в себя четыре основных этапа (Рисунок 1).

Основные этапы были структурированы более подробно. В соответствии с данной технологией и началась работа по созданию волонтерского движения.
Была составлена дополнительная общеобразовательная программа волонтерского движения «За нами будущее» и в соответствии с ней календарно-тематическое планирование.
После набора волонтеров, была проведена их диагностика методами анкетирования и тестирования.
Анкетирование предполагало выяснение с помощью письменной анкеты отношения потенциальных волонтеров к волонтерской деятельности, сводные значения, которого представлены на рисунке 2.

Из представленных результатов видно, что при первоначальном анкетировании дети относились к волонтерской деятельности в основном нейтрально. Это объясняется тем, что изначально набранные добровольцы были не особо осведомлены о деятельности волонтерских движений, так как не участвовали в мероприятиях и акциях волонтерского характера.
Также было проведено тестирование с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева (табл.1).

 

Значение показателя «ориентация на цель» находится на низком уровне, что означает, что дети в живут сегодняшним днем, не имея четкой цели на будущее, которая придает осмысленность жизни. Остальные показатели, «ориентация на процесс», «ориентация на результат», «Локус-Я» и «Локус-Жизнь», имеют средние значения. Интерпретировать такие результаты можно тем, что испытуемые считают свою жизнь не очень интересной, продуктивной, а также не в полной мере способны контролировать ее. Общее значение, хоть и находится на высоком уровне, но не имеет под собой основания, так как другие показатели находятся на низком или среднем уровне.
После диагностики дети приступили к занятиям, на которых готовились к различного рода акциям и мероприятиям, которые проводились по ДООП волонтерского движения «За нами будущее» в форме тренингов, лекций, бесед, дискуссий, например тренинговое занятие «Игры на сплочение коллектива», лекционное занятие «Основы здорового образа жизни», лекционное-практическое занятие «День толерантности». Было охвачено 42 учащихся образовательных организаций города Тогучина. «В пределах ДООП было проведено 25 различных акций и мероприятий. Например, это такие мероприятия: акция «С днем учителя», акция «От сердца к сердцу» (помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации), проведение праздников для детей, акция «День народного единства», акция «День толерантности», поездка в социальный приют с игровой программой «Цветной калейдоскоп», акция «День Конституции РФ», поездка в детский дом с мастер-классом «Новогодние украшения», акция «С днем всех влюбленных» акция «Космос наш», проведение субботников, различных опросов и т.п.
В конце учебного года была проведена вторичная диагностика по тем же диагностическим материалам, по которым она проводилась в начале учебного года. Сводные значения анкетирования на отношение к волонтерской деятельности приведены на рисунке 3.

Из вышеприведенных результатов видно, что отношение к волонтерской деятельности у учащихся является в большей степени положительным.
Для того, чтобы сравнить результаты первичного и вторичного анкетирований, построим следующую диаграмму (рис.4).

Данная диаграмма наглядно показывает изменение отношения испытуемых к волонтерской деятельности. При первоначальном анкетировании учащиеся относились к волонтерской деятельности в основном нейтрально, тогда как при вторичном анкетировании отношение к волонтерской деятельности изменилось и стало в большей степени положительным. Это объясняется тем, что изначально набранные добровольцы были не особо осведомлены о деятельности волонтерских движений, но после того как они сами столкнулись с волонтерством сами, их знания о нем заметно улучшились, что выразилось в результате итогового анкетирования.
Учащиеся ДТО также проходили вторичное тестирование смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева.
После фиксации всех результатов подростков, была составлена сводная таблица с усредненными значениями. Результаты вторичного тестирования приведены в таблице 2.

Значения таких показателей как «ориентация на цель», «ориентация на результат» и «Локус-Жизнь» находятся на среднем уровне, что означает, что дети не имеют четко обозначенной цели, жизнь им представляется не очень эмоционально-окрашенной, а также, что учащиеся способны контролировать свою жизнь не в полную силу. Однако значение таких показателей как «ориентация на результат» и «Локус-Я» имеют высокий уровень. Значение этих показателей усиливается высоким уровнем общего результата теста СЖО. Следовательно, дети видят свою жизнь продуктивной и осмысленной, также учащиеся представляют себя как сильную личность, которая обладает достаточной свободой выбора, чтобы строить свою жизнь.
Для сравнения результатов первичного и вторичного тестирований СЖО представим их результаты на следующей диаграмме (рисунок 5).
Также построим диаграмму изменения общего значения по тесту СЖО (рисунок 6).

По результатам первичного и вторичного тестирования СЖО можно увидеть изменения в сторону увеличения значений, т.е. положительную динамику. Показатель «ориентация на цель» с низкого значения перешел в среднее. Это говорит о том, что количество испытуемых живущих вчерашним или сегодняшним днем уменьшилось, появилась осмысленность, направленность жизни.
Показатели «ориентация на процесс» и «Локус-Жизнь» остались средними, однако их значения увеличились. Это означает, что процесс жизни стал более интересным и эмоционально-насыщенным, а также учащиеся научились свободно принимать решения.
Показатели «ориентация на результат» и «Локус-Я» из среднего значения перешли в высокое. Это можно объяснить тем, что жизнь учащихся стала более продуктивной, а сами испытуемые стали более сильными личностями, обладающими свободой выбора.
Общее значение итогового тестирования СЖО также увеличилось по сравнению с первичными результатами тестирования, что означает, что учащиеся объединения стали более осмысленно относиться к жизни.
Исходя из этих результатов, можно предположить, что волонтеры, занимающиеся социальным добровольчеством, более свободно принимают самостоятельные решения и воплощают их в жизнь. Это обусловлено тем, что в деятельности, предполагающей непосредственное взаимодействие с другими людьми, необходимо проявлять больше творческих способностей, уметь быстро находить варианты выхода из сложившихся различных ситуаций и брать на себя ответственность за принятие решений.
Всего в волонтерское движение было вовлечено 42 учащихся образовательных организаций города Тогучина, двое учащихся ДТО «За нами будущее» были отмечены благодарностями администрации города Тогучина, один учащийся отмечен благодарностью администрации Тогучинского района.