Система внеурочной работы с творчески одаренными детьми в  средней общеобразовательной школе

Номер: 

Наша средняя образовательная школа № 187 имеет свою богатую историю и свои собственные этапы развития. Школа была открыта 44 года назад, 1 сентября 1974 года. Первый директор — Альбина Ивановна Чистилина, заложила фундамент художественной самодеятельности детей и взрослых. Второй директор — Николай Александрович Харченко, создал базу для присвоения образовательному учреждению статуса «Школа продленного дня», с правом открытия районной экспериментальной площадки «Освобожденный классный руководитель». Третий директор — Марианна Николаевна Селезнева приобщила членов школьного сообщества к регулярному проведению фестиваля «Театральный калейдоскоп», вдохновила педагогов к созданию вокального коллектива «Станислава». Этот поющий коллектив учителей является сегодня гордостью Ленинского района, коллектив этот — постоянный участник и победитель фестивалей художественного мастерства работников образовательных организаций города Новосибирска.
Сегодня в школе под руководством Ольги Викторовны Ковалевой создана лицензированная система дополнительного образования. Действуют детские творческие объединения — «Школа создателей и ведущих праздники», «Юный дизайнер», театр «Зеркало», вокальный коллектив «Радость», танцевальные объединения «Симметрия», «Ривьера». Приоритетным направлением воспитательной деятельности является развитие творческого и личностного потенциала детей. Творческие коллективы школьной системы дополнительного образования с 1997 года входят в состав Новосибирской ассоциации детских объединений (НАДО). Это позволяет детям и их руководителям обмениваться опытом, устанавливать творческие связи, находить друзей и развивать коммуникативные качества личности.
В школьной системе дополнительного образования реализуется культурно — просветительский проект «Талантливая Россия». Данный проект — это система целевых культурно-образовательных мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей участников образовательного процесса. Каждое творческое дело данного проекта имеет свой авторский коллектив, создаваемый из числа творческих объединений системы дополнительного образования, имеет каждое творческое дело и свою целевую аудиторию. Формы реализации любого проекта отличаются новизной и личностно-ориентированной позицией. Конкурс юных модельеров, шоу-программы «Редкие имена», творческие выставки «Кружево оригами», «Русские узоры», фестиваль «Мастера золотых дел» и многое другое дает всем участникам проекта проявлять фантазию и творческий потенциал в полном объеме.
Проект «Талантливая Россия» — дипломант регионального конкурса «Искусство воспитания», лауреат городского конкурса проектов «Инновации в образовании». Накопленный за многие годы творческий потенциал коллектива позволил с 1 марта 2017 года на базе школы открыть пилотную площадку Городского ресурсного центра по работе с одаренными детьми. В чем основная особенность этого проекта?
Разностороннее воспитание наряду с обучением мы рассматриваем как важнейший признак современного культурно образованного человека. Воспитанность выступает сегодня критерием успешной, радостной и счастливой личности. Наше государство придает вопросам воспитания наиважнейшее значение. Так, в «Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года» прямо говорится, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества…».
В рамках содержательно разноплановой деятельности нашей городской пилотной площадки мы с октября 2017 года приступили к реализации проекта «Чудные детки». Цель проекта — выявление успешных и талантливых детей среди дошкольников и младших школьников. Кроме того, «Чудные детки» — это поддержка и презентация таланта успешных старшеклассников. Особо ответственное положение в проекте занимает подсистема «Классные первоклассники». Данное направление фактически представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление и развитие созидательных возможностей детей и их родителей.
Актуальность данного проекта исходит из важности для каждого ребенка быть успешным, признанным сверстниками и взрослыми. Особенно это значимо для первоклассников, которым предстоит нелегкий путь адаптации к новым школьным условиям. Адаптация — это процесс привыкания к школьной обстановке, который каждый ребенок переживает и осознает по-своему. Для того чтобы первоклассникам успешно приспособиться к новым условиям, им, конечно же, требуется помощь и поддержка со стороны родных — мамы, папы, бабушек, дедушек. Нужна и поддержка со стороны воспитателей-профессионалов.
Свою проектную исследовательскую деятельность в рамках выигранного нами проекта мы осуществляем в опоре на следующий специально составленный нами понятийно-терминологический аппарат.
Личностные способности — это внутренние особенности, влияющие на все другие особенности человека. Если у человека есть стремление и воля, он разовьет в себе необходимые способности, реализует  свой темперамент и сформирует нужный характер.
Потенциал — совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере.
Творческий потенциал — это многоплановая, многоэлементная структура, включающая комплекс способностей, личностные качества, эмоционально-волевую сферу личности.
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество — один из основных источников радости.
Радость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Является положительной внутренней мотивацией человека.
Талант — выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя недоступный большинству людей навык, позволяющий добиться наибольшего успеха в области его проявления.
Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.
Дружелюбие — это приветливость и благожелательность. Это способность доверять людям. Это открытость к новым отношениям и новым эмоциям. Это та черта характера человека, которая определяет его поведение в социуме. С такими людьми легко найти общий язык, с ними комфортно дружить и общаться, они излучают добро и позитив.
Систематическая работа с указанным понятийно-терминологическим аппаратом позволяет создать во всей школе единое информационно-методическое пространство, дает всему педагогическому коллективу возможность эффективно осуществлять конструктивное взаимодействие в рамках всех реально возникающих проблем и задач, наконец, позволяет успешно взаимообмениваться накопленным профессиональным опытом.
В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре», статья 10, говорится о том, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Наш городской пилотный проект «Чудные детки» полностью отвечает требованиям законодательства, он направлен целевым своим острием на благо детей и рассчитан на один учебный год. В настоящее время в рамках данного проекта уже фактически осуществлены все запланированные дела, сказанные в Приложении 1 «Творческие дела, реализованные в 2017/2018 уч. году в СОШ № 187 в рамках проекта «Чудные детки». Заметим, все мероприятия были осуществлены в тесном взаимодействии детей и взрослых.

Осуществленные мероприятия, по результатам выполненных контрольно-диагностических измерений, оказали первоклассникам значительную помощь при их адаптации к школе. Дети и родители получили возможность сообща проявить свои творческие способности, приобрели новый опыт общения, испытали незабываемое чувство радости от совместно достигнутого успеха. Кроме того, все проведенные в школе общественные дела сплотили классные коллективы, подружили детей, родителей и педагогов.
Общие высокие позитивные результаты от реализации нашего проекта были подтверждены с помощью специально осуществленной диагностики. Диагностика — это особый вид исследовательского познания. В настоящее время в арсенале педагогов нашей школы имеется большое количество информационно-диагностических данных, собранных с помощью диагностической методики, составленной в опоре на учебно-методический комплекс «Воспитание. Творчество. Профессионализм», разработанного в свое время сотрудниками кафедры педагогики НИПКиПРО.
Знаменитый педагог К.Д. Ушинский в своих трудах справедливо утверждал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Добавим, надо знать во всех отношениях также и педагогическую культуру родителей, кроме того, знать возможности и особенности становления и развития детского коллектива. Для реализации этого особо сложного комплекса задач, нами было выполнено анкетирование родителей четырех  первых классов по темам «Талантлив ли Ваш ребенок?» и «Профессиональное будущее ребенка».
Отдельные результаты выполненного диагностического исследования представлены в приложениях к данной статье. Статистические подсчеты сделаны на примере 1-а класса (классный руководитель А. А. Чикирисова).

Приложение 2

Статистические данные
по диагностическому обследованию родителей первоклассников
с помощью анкета «Талантлив ли Ваш ребенок?» и опросника «Профессиональное  будущее ребенка»

 

I. В анкетировании «Талантлив ли Ваш ребенок?» приняли участие родители 28 детей, в целом 48 человек, то есть 90 % от всего состава родителей 1 «А» класса.
На основании результатов тестирования выявлено следующее:

1 ребенок (4 %), который проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, более склонен к практической деятельности;
13 детей (46 %), у которых наблюдается большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи, однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает;
14 детей (50 %), которые не всегда обнаруживают свои способности, они находчивы и сообразительны лишь тогда, когда чем-либо заинтересованы.

  1. В тестировании «Профессиональное будущее ребенка» приняли участие — родители 22 детей, всего 44 человека (71 %).

II. На основании результатов анкетирования выявлено:
успешных — 4 детей (18 %);
талантливых в:
интеллектуальной области — 8 детей (36 %);
художественной области — 6 детей (27 %);
музыкальной области — 9 детей (41 %);
научной области — 2 детей (9 %);
литературной области — 6 детей (27 %);
артистической области — 13 детей (59 %);

технической области — 4 детей (18 %);
спортивной области — 11 детей (50 %)

После ознакомления с результатами анкетирования родители обучающихся задумались о дальнейшем развитии своего ребенка. Смогли наглядно увидеть, где их дети могли бы себя проявить, чтобы стать успешными. В результате — записали детей в кружки по их дарованиям не только вне ОУ, но и в школе. Сегодня есть учащиеся, которые посещают только в школе до трех кружков различных направлений (Приложение 2).
Мы убедились, что работа с различными анкетами, тестами и вопросниками позволяет классному руководителю своевременно корректировать направления и формы работы с детьми и их родителями. Помогает более точно сформулировать ту или иную приоритетную целевую установку для оптимальной организации жизнедеятельности детей в семье и классном коллективе.

Предложение 4

Электронная энциклопедия детских творческих достижений

Относительно самостоятельным итоговым методическим продуктом реализации проекта «Чудные детки» является электронная энциклопедия о ступенях творчества, развития, успеха детей ОУ. Приводим пример одной из страниц энциклопедии.

Чудные детки
Екатерина Рогулева, 7 лет
Родители: Оксана Анатольевна Рогулева,
профессия — бухгалтер,
Евгений Петрович Рогулев, слесарь по ремонту электроподвижного состава
Воспитанница «Детского оздоровительно-образовательного центра «Спутник», педагог-тренер — Наталья Геннадьевна Сухарева/

Ступени творчества, развития, успеха
Катя начала заниматься спортивной аэробикой с пяти лет в «Детском оздоровительно-образовательном центре «Спутник».
2015 г. — I место в первенстве ДООЦ «Спутник» по спортивной аэробике на приз «Деда Мороза», категория 4-6 лет.
2016 г. — III место в открытом первенстве Ленинского района г. Новосибирска по спортивной аэробике, категория 6-8 лет, в номинации: танцевальная гимнастика (2 лига).
2016 г. — Грамота за успешное освоение программы по спортивной аэробике «Первые шаги» и присвоение 3 юношеского разряда (приказ №17 от 05.05.2016 г.)
2017 г. — IIместо в открытом первенстве Ленинского района г. Новосибирска по спортивной аэробике, Международная лига, категория 6-8 лет, в номинации: трио (2 лига).
2017 г. — I место в соревнованиях посвященных, «Дню защиты детей», среди групп спортивной аэробики 2007 – 2011 г.р по ОФП и СФП.
2017 г. — II место в открытом первенстве Ленинского района г. Новосибирска по спортивной аэробике, Сибирская лига, категория 6-8 лет, в номинации: трио (сибирская лига).
2017 г. — III место в открытом первенстве Центрального округа г. Новосибирска по спортивной аэробике, Международная лига, категория 6-8 лет, в номинации: группы.
2017 г. — I место во Всероссийских соревнованиях по спортивной аэробике «Снежные узоры», категория 6-8 лет, в номинации: группы, г. Томск.

 

 

 

Дополнительные файлы: