Культурно-развивающий потенциал системно организованной дополнительной образовательной среды

Номер: 

«Концепция развития дополнительного образования детей» ориентирует практических педагогических работников на «расширение условий реализации дополнительных общеобразовательных программ»; такое расширение рекомендуется осуществлять за счет «психолого-педагогического проектирования образовательных сред, стимулирующих детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности» [1]. Проецируя теорию и методику средового подхода [2, с.12] в плоскость задач разрешения наиболее актуальных вопросов, противоречий и проблем развития многопрофильных учреждений дополнительного образования детей, мы выдвинули гипотезу о педагогической продуктивности в хронологически обозримой перспективе сосредоточить творческие усилия инновационных учреждений дополнительного образования детей Новосибирской области на вопросах раскрытия культурно-развивающего потенциала внутриучрежденческой, системно организованной педагогической среды. В русле данного концептуального предположения, на наш взгляд, следует сегодня соответствующим образом откорректировать имеющиеся Программы развития многопрофильных учреждений дополнительного образования, а также привести в соответствие существующую локальную нормативно-правовую документацию. Только таким путем мы сможем в самые кратчайшие сроки выйти на эффективное решение многочисленных прикладных задач теории междисциплинарного синтеза (В. В. Абраменкова, В. Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков и др.) — современной теории особо продуктивной для ее освоения именно в системе дополнительного образования [3, с. 4].

Программно-целевой подход в наши дни широко используется не только в сфере добывания нового научно-теоретического знания, но и в реальной педагогической действительности. В теории и методике управления инновационными учреждениями дополнительного образования [4] разработка и реализация различного рода целевых программ также рассматривается сегодня в качестве особенно эффективного инструмента, обеспечивающего педагогически прогнозируемый инновационный прорыв в развитии учреждения, переход системы образовательной деятельности того или иного инновационного учреждения на принципиально новый, еще более совершенный уровень своего функционирования. Реально выявленный культурно-развивающий потенциал всей совокупности реализуемых в учреждении дополнительный общеобразовательных программ, а также постоянное обновление принципов, путей, средств, форм и методов освоения такой совокупности программ обучающимися различных возрастных групп, по нашим экспериментальным наблюдениям, могут обеспечить более динамичное общесоциальное, общекультурное и общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Ориентируясь на реально выявленные ресурсные профессиональные возможности и потенциалы того или иного конкретного педагогического коллектива многопрофильного учреждения дополнительного образования детей, можно, пусть и достаточно условно, в самом первом приближении, обратить внимание на следующие три, на наш взгляд, универсальные, обязательные, базовые компонента, составляющие в своем системно выверенном единстве интересующий нас феномен — культурно-развивающуюся дополнительную образовательную среду учреждения:

 культура учения — это все более возрастающая способность ребенка-обучающегося самостоятельно ставить и последовательно достигать наиболее актуальные для него задачи обучения;

культура общения динамичная по своему характеру способность обучающихся выстраивать внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые отношения с людьми различных возрастных групп и профессий;

культура творчества — особо значимая для специфики дополнительного образования способность ребенка, проявляющаяся в его умении понимать, ценить и посильно осваивать творческий потенциал окружающего предметного мира, мира человеческих отношений и разноплановых жизненных социокультурных ситуаций.

В своей совокупности эти три базовых компонента могут обеспечивать и структурно-содержательную основу для построения обобщенной культурно-развивающей модели выпускника. Взятые в системно-целостном виде эти три структурных компонента педагогически целесообразно организованной культурно-развивающей среды инновационно многопрофильного учреждения дополнительного образования должны быть сориентированы на строго соответствующие им воспитательно-образовательные результаты:

«Обучаемость», «коммуникативность» и «креативность» в ходе педагогически последовательной реализации задач междисциплинарного синтеза в системе дополнительного образования желательно рассматривать в качестве долгосрочного контрольно-диагностического эталона, работающего в рамках последовательного и целенаправленного освоения детьми-обучающимися пакета всех дополнительных общеобразовательных программ любой предметной направленности. В среднесрочной и краткосрочной перспективе изоморфным аналогом таких стратегических контрольно-диагностических установок должны выступать многосекторные личностно-смысловые, культурно-центрированные и коммуникативно обеспеченные отношения обучающихся.

Центральными категориями и понятиями кратко представленной здесь концептуальной синтетической (междисциплинарной) модели должны стать:

КОММУНИКАТИВНОСТЬ — особо социально значимое свойство индивида, особый тип личностной одаренности, частично, не в полной мере поддающийся педагогически регулируемому развитию и совершенствованию; коммуникативность объективно проявляется в способности индивида к конструктивному социальному взаимодействию; коммуникативность составляет обязательный, центральный компонент многих видов социально-ориентированных профессий [5, с.319-321].

ОБУЧАЕМОСТЬ — восприимчивость индивида к обучению и накоплению опыта, зависящая в основном от уровня развития его индивидуальных способностей. Навык обучаемости предопределяет легкость и темп овладения разнородными знаниями, широту их переноса в новые культурно-образовательные условия. Отдельные исследователи (З.И. Калмыкова и др.) выделяют обучаемость общую и специальную. Общая обучаемость носит межпредметный характер, в значительной мере обуславливая успешность овладения разнородными знаниями и навыками. В отличие от общей обучаемости, специальная обучаемость (математике, музыке, языкам и т.д.) зависит от специфики изучаемого предмета и, соответственно, включает в свое содержание те особенности психики, которые определяют успех в усвоении отдельных этих предметов. [6, с. 507]. Средовая обучаемость — малоизученный феномен, требующий специальных прикладных междисциплинарных исследований.

КРЕАТИВНОСТЬ — важнейший и относительно независимый феномен одаренности, который почти не поддается фиксации в существующих тестах интеллекта и тестах академических достижений; наиболее ярко креативность обнаруживает себя в восприимчивости человека к новым идеям; креативность характеризует личность в целом и/или со стороны ее отдельных доминирующих сторон; креативность может утрированно проявляться в мышлении, чувствах, общении, в каких-то конкретных видах предметной деятельности, ее продуктах или процессе их создания [5, с. 192].

           

Литература:

1. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
2. Словарь-справочник по теории воспитательных систем /Сост. П.В. Степанов. –М.: Педагогическое общество России, 2002. – 32 с.
3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства : учебник. –М.: ИНФРА-М, 2017. – 511.
4. Боровиков Л.И. научный руководитель в инновационном учреждении дополнительного образования детей: Методическое пособие к спецкурсу для слушателей институтов повышения квалификации работников образования. –Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2004. – 80 с.
5. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. -Мн.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
6. Современный психологический словарь /под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. – 490 с.

Дополнительные файлы: