Развитие речи дошкольника в условиях дополнительного образования детей (из опыта реализации авторской образовательной программы)

Номер: 

Аннотация. Автором представлено профессиональное моделирование, осмысление и выстраивание движения педагога в части разработки авторской образовательной программы и ее реализации в Студии гармоничного развития для дошкольников.

Ключевые слова: речевое развитие дошкольников, теоретическое обоснование программы, принципы и методы программы.

Авторская дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи» разработана в 2016 году и преемственна с одноимённой образовательной программой 2004 года. В 2019 году она была представлена на Областной конкурс авторских образовательных программ по работе с одаренными обучающимися педагогов дополнительного образования. Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста и имеет социально-педагогическую направленность. С 2016 года по настоящее время программа ежегодно совершенствуется. Программа «Развитие речи» реализуется с детьми 4-6 лет за три года обучения и предполагает три варианта реализации: за один, два, три года обучения. Цель данной программы: содействовать общему развитию личности ребенка дошкольного возраста через расширение и обогащение его словарного запаса и развитие разговорных навыков. Предполагаемый результат образовательного процесса сформулирован в цели деятельности.

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста, сформулированных в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Сохина, А. М. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности представляется следующим образом:

  • речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
  • язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития, — мышления, воображения, памяти, эмоций;
  • ведущее направление в обучении родному языку — формирование языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи;
  • ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условие для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

При разработке данной дополнительной общеразвивающей образовательной программы за основу была взята «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О. С. Ушаковой, которая была адаптирована к условиям Студии гармоничного развития. В основе системы лежит комплексный подход и разработана методика, направленная на решение на одном занятии взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе — на решение главной задачи — развитие связной речи.

Авторская дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи» предусматривает круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе, а также воспитание определенных качеств личности.

Данная программа содействует решению проблемы речевого развития детей дошкольного возраста, проживающих в Октябрьском районе города Новосибирска и не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

На каждом занятии используются разные виды игр или игровые элементы при осуществлении следующих методов и приёмов:

  • создание эмоционального настроения на восприятие определённого произведения;
  • рассказывание текста с показом иллюстраций, кукольного настольного театра, сюжетных игрушек, театра на фланелеграфе, дидактических кукол;
  • игра-беседа сказочного персонажа с детьми по осмыслению сказки;
  • творческие задания — этюды, имитация звуков, поз, движений героев;
  • введение в сказку нового персонажа;
  • ребёнок действующее лицо сказки: «Если бы ты оказался в сказке, что бы тогда произошло?»;
  • включение ребёнка в рассказ через какую-либо роль персонажа: «Ты бы хотел быть таким как…?»;
  • сочинение сказок о предметах, любимых игрушках;
  • «Режиссёрская» игра — ребёнок рассказывает сюжет сказки с игрушками, предметами-заменителями;
  • игра-драматизация — ребёнок берёт роль героя сказки или произведения и повторяет слова своего героя;
  • участие ребёнка в подвижных и сюжетных играх с использованием песенок, потешек, считалок (заучивание текста в процессе деятельности);
  • для каждого занятия предусмотрена физкультминутка (игра), цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить активный кратковременный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы слуха и зрения; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии;
  • при чтении детям художественной литературы, в занятия включены дидактические игры и упражнения на формирование звукопроизношения и совершенствование грамматического строя речи;
  • игры-беседы (игры-диалоги);
  • игры-поручения: («Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы»);
  • игры-предложения «Что было бы...», «Кем бы хотел быть и почему?»;
  • игры-загадки.

Дети должны научиться ориентироваться на эмоциональное состояние сверстников, учитывать их нужды, интересы, трудности. Постепенно должно наступить осознание ребенком интересов и затруднений других детей, что способствует, воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам, т.е. развитию социальных эмоций. Таким образом, одна из задач педагогического процесса — формирование гуманных чувств, достигается путем осознания моральной ценности доброжелательного отношения с помощью умения эмоционально предвосхищать последствия своих поступков. Наиболее благоприятными условиями для воспитания гуманных чувств и отношений являются:

  • эмоциональный комфорт каждого ребенка, его поддержка и понимание, эмоциональный климат в группе;
  • сформированность положительных взаимоотношений между детьми, дружеское расположение сверстников, что дает ребенку чувство уверенности и спокойствия;
  • организация совместной деятельности дошкольников, когда часто возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить от него поддержку;
  • уважение права ребенка на развитие его индивидуальности, признание каждого полноценным и равноправным членом детского сообщества.

Общение со значимым взрослым играет исключительно важную роль для дошкольника: оно помогает налаживать отношения со сверстниками, организовывать разнообразную деятельность, поддерживать эмоциональный комфорт в группе.

Основные методы, используемые в этом направлении:

  • обращать внимание детей на ситуацию эмоционального неблагополучия сверстников;
  • учить детей конкретным способам преодолевать свое эмоциональное неблагополучие и накапливать опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому;
  • разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника.

В качестве методов воспитания отзывчивости используются также инсценировки (игры-драматизации, спектакль игрушек), в которых дети могут узнавать знакомые жизненные ситуации, осознавать и оценивать их.

Гуманистическая направленность поведения — обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Гуманистическая направленность принимает разные формы: оказание помощи, поддержка сверстника, выражение радости по поводу успехов товарища, стремление чем-то порадовать, сделать приятное и т. д. Методы и средства, используемые в этом направлении:

  • рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания (тревогу, страх, боль…);
  • чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков действующих лиц;
  • игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы (разыгрывание сценок с использованием настольного театра);
  • положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника;
  • расширение представления детей о российской армии: российские воины охраняют границы нашей Родины; в армии есть пехотинцы, танкисты, моряки, лётчики, ракетчики, артиллеристы, пограничники;
  • дать представление о труде взрослых, показать результаты труда, его общественную значимость;
  • систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Диагностические процедуры проводятся с детьми 1-3-го годов обучения (дети 4-6 лет) два раза в год (в начале и конце учебного года).

Используемые диагностические методики направлены на выявление особенностей овладения детьми лексикой, грамматикой, умения строить связные высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение) и определение уровня воспитанности учащихся.

При диагностировании речевого развития детей основное внимание уделяется определению сформированности следующих речевых умений:

  • понимание смысловой стороны слов;
  • состояние фонематического слуха;
  • овладение словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи);
  • состояние слоговой структуры слов;
  • уровень развития активной речи;
  • овладение грамматическим строем речи (построение предложений разных типов; согласование слов в роде, числе, падеже; понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффикса);
  • овладение звуковой стороной речи (знакомство со звуковой структурой слова, правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, ритма, силы и высоты голоса).

Диагностика уровня воспитанности детей осуществляется методом включенного педагогического наблюдения по показателям их общекультурного развития и показателям социально-нравственного развития. Собранные данные фиксируются в таблице.
Таким образом, анализ собранных материалов дает возможность педагогу увидеть перспективы развития речи детей конкретной группы и каждого ребенка в отдельности; правильно спланировать работу на год и получить положительную динамику к концу года.