Методическое освоение коррекционно-развивающих возможностей сказки (На примере работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей)

Номер: 

Аннотация. Опираясь на материалы целенаправленной поисково-исследовательской деятельности, авторы стремятся обосновать методически гипотезу о том, что процесс эмоционально насыщенного «проживания» сказочной роли пробуждает у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей внутреннюю мотивационно-смысловую активность, которая, выступая фундаментом личностного саморазвития, может стать той движущей силой, которая позволит успешно адаптироваться в социально-усложнённых жизненных обстоятельствах.

Ключевые слова: готовность детей-сирот к проживанию в семье, терапевтическая функция сказкотерапии, театрализация сказки, практика семейные групп, обобщение творческого методического опыта

Важнейшей методико-воспитательной задачей нашего краевого учреждения — «Центра содействия развитию семейных форм устройства “Росинка”» является организация такой многоплановой деятельности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которая заметно повысила бы у них уровень готовности к проживанию в семье. К числу типичный препятствий, затрудняющих решение данной задачи можно отнести: отсутствие у детей опыта построения близких, доверительных отношений, нарушение эмоциональных связей со значимыми взрослыми, непроработанный травматический опыт, изначальная несформированность ценностной ориентации на семью, на свои положительные качества и достижения, искажённая самооценка, негативное отношение к самому себе, деформированное представления о семье, низкий уровень коммуникативных навыков и высокая степень психологической защиты в форме агрессивных реакций, эмоциональная незрелость, отсутствие знаний о социальных ролях, неразвитость социальной самоидентификации, низкая социальная рефлексия, неумение строить взаимодействие в различных ситуациях, неспособность предвидеть последствия своих поступков и др.

Многие воспитанники нашего Центра на момент поступления негативно воспринимают взрослых, вследствие непроизвольного переноса на них собственных неблагополучных отношений с родителями. Все эти нарушения личностного развития приводят к социальной дезадаптации.

В нашем Центре «Росинка» проживают дети разных возрастных групп (от 3-х до 18 лет). У каждого ребёнка своя жизненная история и своя боль, мечты и жизненный творческий потенциал, в большей или меньшей мере доступный для выявления и развития. Этот потенциал мы и стараемся раскрыть с помощью сказки, вернее метода сказкотерапии.

Сказкотерапия — это особенно популярный метод терапии, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, интеграции личности, формирования навыков взаимодействия с окружающим миром, восстановления конструктивных жизненных ценностных установок. В стратегическом педагогическом плане, сказкотерапия позволяет, вслед за терапевтической функцией, обеспечить выход на интенсивное развитие личностных, нравственно-эстетических качеств и креативных (творческих) способностей. А на прикладном методико-тактическом уровне — это уникальный способ самовыражения через перевоплощение в условиях доверия и безопасности.

Диапазон возможностей данного метода весьма широк, но самое главное для категории наших детей, это то, что он позволяет им в игровой форме осваивать социальные роли, даёт возможность отреагировать негативные переживания, развивать социально-значимые навыки, учит сотрудничать, находить выход из конфликтных ситуаций, преодолевать трудности, моделировать собственное поведение, реализовать базовые потребности в достижении успеха, в обнаружении собственной эффективности, нужности и значимости. Не будем также забывать, что для ребёнка сказка это не только вымысел и фантазия, но это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, даёт возможность сталкиваться в воображении со сложными социально-психологическими явлениями, постигать взрослый мир чувств, переживаний и отношений.

Современная сказкотерапия основана на позитивном подходе гуманистической психологии и представляет собой систему передачи ребёнку жизненного опыта, при котором происходит не только формирование социально-психологических навыков, необходимых для социализации в семье и обществе, но и развитие личностных творческих ресурсов ребёнка, моральных норм и ценностей. А для нашего педагогического коллектива данный поход к возможностям сказкотерапии интересен прежде всего тем, что позволяет сформулировать ту базу, в кратчайшие сроки выйти на то качество взаимоотношений с воспитанниками, которого они чаще всего лишены в своей жизни. Все мы глубоко убеждены, что особая социокультурная среда, создаваемая при помощи сказки, является высокоэффективным ресурсом развития личности. Но методически это весьма и весьма непростая задача. Выстраивание коррекционно-развивающей микросоциальной среды средствами сказки требует непрерывного вдумчивого поиска, значительных творческих усилий и высокой психологической и социально-технологической подготовленности кадров.

Педагоги нашего Центра успешно создают гуманистическую, культурно-ориентирующую, коррекционно-развивающую среду. При этом главным синтезирующим моментом сказкотерапии выступает, как правило, театрализация. Под театрализацией мы понимаем применение самых разнообразных способов художественно-образного освоения в процессе игровой деятельности впечатлений, переживаний, отношений, мыслей, чувств к окружающему, регламентированных рамками сюжетной сказочной линии. Именно сюжет в театрализованных играх позволяет актуализировать социально-психологические механизмы, необходимые для семейно-ролевой адаптации. В частности, выделим здесь:

1. Эмоционально-личностный аспект: эмоциональная чуткость, эмоциональная сдержанность, доброжелательность, заботливость, эмпатия, нежность, восторг, доверие, чувство поддержки, свободы, нужности, радости, любви.

2. Когнитивно-коммуникативный аспект: умение слушать и слышать, общаться, понимать, уступать, высказывать свою точку зрение в приемлемой форме, конструктивно решать конфликты, внимательно осмысливать информацию.

3. Социально-поведенческий аспект: умение элементарно организовать поведенческие взаимоотношения, осуществлять взаимопомощь, просить и принимать прощение, а также умение безоценочно принимать свои личностные качеств и качества других.

В течение года в каждой семейной группе у нас проигрываются различные «классические» сказки по готовым произведениям: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и др. Стало доброй традицией на День защиты детей и на Новый год ставить сказки совместно с детьми и взрослыми. Авторами таких сказок становятся сами педагоги и дети. Вот некоторые характерные названия созданных у нас «коллективных» сказок-представлений: «Лесные истории», «Как султан счастье искал», «Путешествие Красной шапочки в город мастеров», «Новогодние приключения колобка» и др. Механизм сотворчества детей и взрослых, как мы смогли убедиться, позволяет успешно преодолеть едва ли не самые трудные проблемы социальной дезадаптации наших воспитанников — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как известно, в театральном искусстве органически сочетаются между собой самые разные виды художественного творчества: музыка, пение, танцы, живописное изготовление костюмов, оформление декораций, атрибутов. Многие реквизиты и костюмы мы создаём самостоятельно. Благодаря этому театрализованная деятельность приобретает истинно личностный смысл и таким образом познание через «созидание» себя становится личностно востребованным, мотивированным, следовательно, направленным на самоактуализацию. Образы сказочных персонажей, осваиваемые ребёнком, помогают ему опосредованно познакомиться с представлениями о мире, нравственными категориями «добро» и «зло», подготовиться к взрослению, постичь основы безопасной и созидательной жизни.

Театрализованная коррекционно-развивающая деятельность, наполненная сказочным образным содержанием, даёт ребёнку возможность ненавязчиво, исподволь анализировать игровые достижения и превращать их в собственный жизненно-практический опыт. А социально-психологическое подкрепление индивидуальных творческих достижений ребёнка обеспечивается у нас в основном за счёт привлечения к совместному сотрудничеству взрослых (воспитателей, младших воспитателей, сотрудников). В виде такой гибкой двухсторонней взаимосвязи мы и осуществляем свою коррекционно-воспитательную работу.

Выстроенная система работы в данном направлении способствовала положительному взаимодействию воспитанников не просто с педагогами, а уже и со значимыми взрослыми, формируя доверительные отношения и положительный образ взрослого в сознании детей. Выполненные психолого-педагогические наблюдения подтвердили, что эмоциональные связи со значимыми людьми служат важной психологической основой и источником конструктивных жизненных сил. Совместная творческая деятельность — это та сфера, где ребёнок, будучи вовлечённым в новую игровую ситуацию, воспринимает участие взрослого как помощь.

Таким образом, игра воображения и исполнение игровой ситуации в жанре театрализованной сказки позволяют прожить моделируемые события и потенциально достичь положительных социально-воспитательных результатов, которые в жизни ребёнок пока достичь не может. Сам процесс «проживания» сказочной социально-терапевтической роли пробуждает у наших воспитанников внутреннюю активность, которая является фундаментом саморазвития, выступая той движущей силой, которая позволяет не только присваивать социальный опыт, но и активно взаимодействовать с социальной средой. А ведь это есть не что иное, как социально-психологическая готовность гибко адаптироваться в непрерывно меняющихся жизненных обстоятельствах. Мы считаем, что сказочный положительный опыт освоения социальных ролей и построения близких отношений поможет нашим детям в настоящем и будущем.

Список литературы

1. Зинченко В.П. Живое знание. —Самара: Самарский Дом печати, 1998. — 296 с.
2. Ткаченко Л.И. Сказкотерапия как часть коррекционно-развивающей работы, способствующей успешной социализации воспитанников детского дома // Детский дом. — 2015. — № 4. — С. 25-36.
3. Саранцев Г.И. Методическое мышление в контексте эволюции предметных дидактик // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — №4. — С. 58-69.
4. Боровиков Л.И Методическая система педагога. От элементарной грамотности — к высокому профессионализму: построение индивидуальной траектории развития // Развитие детской одарённости: открытая методическая школа: Из опыта творческой поисковой деятельности педагогов Новосибирской области: Пособие по автодидактике. Выпуск 1. / Авт.-сост. Л.И. Боровиков, Н.Н. Малахова. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015, с. 11-17.
5. Формы профессионального обучения педагогов. / авт.-сост. Т.В. Хуртова. —Волгоград: Изд-во «Учитель», 2008. — 207.