Воспитание дошкольников через традиции

Номер: 

Аннотация. Автор рассматривает вопрос социализации детей дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей. Актуальность обращения педагога к традициям обусловлена тем, что они раскрывают перед ребенком многие правила общения и поведения социума, в котором ему предстоит расти и развиваться.

Ключевые слова: воспитание дошкольников, традиции, ценностное общение детей и взрослых.

 

«Традиция обладает странным свойством уравновешивать доброе и злое,
сглаживать, примирять противоречия.
Отказ от традиции — даже во имя свободы —
оборачивается уничтожением норм человеческого общежития,
разрушением более или менее приемлемых форм социального поведения».
Денис Драгунский

Я педагог дополнительного образования центра интеллектуального и творческого развития детей «Неваляшки». Сегодня Центр «Неваляшки» является структурным подразделением дома детского творчества им. А.И. Ефремова, организованного в сентябре 1998 года на базе Дома культуры им. А.И. Ефремова. Дом детского творчества им. А.И. Ефремова функционирует как центр сетевого взаимодействия по реализации образовательных, культурных, воспитательных и социально-значимых проектов.

Центр «Неваляшки» проводит работу с детьми дошкольного возраста. Наши воспитанники знакомятся с разными образовательными областями (развитие речи, формирование элементарных математических представлений, окружающий мир и др.). Дети приобщаются к здоровому образу жизни и осваивают правила поведения в обществе. Здесь есть возможность общаться детям, как в своей возрастной группе, так и в разновозрастной. Формы организации детей разные, например, игры, занятия, развлечения, праздники, выставки рисунков и поделок, экскурсии.

Современные дошкольники в силу возрастных особенностей рассуждают «как взрослые», хорошо запоминают все увиденное по телевизору, в интернете. Правда, такая информированность не дает личного опыта детям. Многие дети отличаются в развитии умственных способностей от возрастной группы — идет задержка звуковой и связной речи, возникают сложности концентрации внимания. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата, на то, чтобы кто-то сделал так, чтобы им было не скучно! Если рассматривать традиции как накопленный социальный опыт, то они представляют собой систему норм общественных отношений и позволяют нам передавать культурное содержание жизни современным людям, знакомят с особенностями других народов (духовными ценностями, трудовыми навыками, социальными нормами). Традиции создают условия для взаимодействия поколений.

Мероприятия в «Неваляшках» направлены на общение взрослых и детей, совместное эмоциональное сопереживание того или иного события или явления. Родители рассказывают о своих любимых литературных героях, показывают их и играют в сюжетно-ролевые игры. Это способствует личностному развитию детей, мотивации, умению строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Если не окружить ребенка полезными примерами, то он будет подражать не тому герою и не тому поведению, которое передает культурные нормы и образцы. Ставшие традиционными праздники в «Неваляшках» сплачивают взрослых и детей, объединяют интересы и переживания, как во время подготовки, так и непосредственно на самом мероприятии. Взрослые показывают свою культуру общения и поведения, например, бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека или как дарить и принимать подарки, как проявлять уважение к старшим или гостеприимство.

Хочется рассказать о некоторых мероприятиях, которые стали у нас традициями и теперь украшают жизнь ребят и взрослых. В октябре, когда стоит чудесная осенняя погода, мы собираемся на «Празднике Осени». Приглашаем родителей, дедушек и бабушек, сестренок и братишек поиграть и посмотреть, отгадывать загадки и читать стихи, петь и танцевать. К детям приходит Осень в ярком костюме и приносит свои подарки. Целью этой традиции является создание условий для экологического воспитания и формирования культуры общения детей и взрослых, как внутри своего коллектива, так и с другими.

Несколько лет назад впервые мы провели для наших деток развлечение «Международный день чая». Понравилось и детям и педагогам. Теперь отмечаем его каждый год 15 декабря. Это наше любимое чаепитие! Только в этот день к нам приходит гость в национальном костюме и рассказывает о традициях народа, в костюм которого он одет. Показывает разные виды чая и особенности чаепития. Мероприятие проходит в обстановке теплого радостного человеческого общения внутри детского коллектива, прививает детям культуру поведения за столом, поддерживает их интерес к познанию реального окружающего мира.

Наши воспитанники подрастают и, окончив подготовительную группу, идут в школу. Поэтому у нас есть еще одна традиция — «Выпускной праздник». Проводится он в конце мая. Все участники встречаются в большом зале, знакомятся с правилами квеста, делятся на команды. Потом выполняют задания, ориентируясь по карте. Для подведения итогов квеста встречаемся снова в большом зале. На празднике выступают не только сами выпускники, но и приглашенные танцевальные и вокальные коллективы из дома творчества им. А.И. Ефремова. Затем награждаем выпускников, вручаем свидетельства об окончании ЦИиТРД «Неваляшки». У детей есть возможность проявить свои интеллектуальные, творческие, спортивные способности, как во время мероприятия, так и при подготовке к нему. Праздник способствует поддержанию добрых отношений между взрослыми и детьми, и признанию успеха любого человека.

Знаете, как хочется в своем альбоме иметь супер фото, сделанное в ателье! Но часто мешает какое-то «но»… Только вот просто постановочное фото не несет и не сохраняет в себе эмоциональной памяти события. Поэтому нужно не только подготовить реквизит или фото-место, но и задать тему. Осенью этого года я провела игровую фотосессию. Оформила фоторамку, принесла разноцветные листья и все для рисования. На первом мероприятии я предложила детям игру «фотограф». Сначала я была фотографом, а дети выбирали позы для фото. Потом дети стали фотографами и «напечатали» (нарисовали) свои фото. Устроили выставку работ с пояснениями авторов. Родителям понравилась идея, они тоже захотели сделать фотографии.

Мне нравится, когда получаются интересные фотоработы. Они полны творческой фантазии и передают искренние образы, как ребят, так и педагога. Думаю на следующую игру пригласить родителей: будет другое время года, новые события, любимые герои и эмоции. После фотосессии у детей и родителей останется ощущение радости и единения от совместно проведенного времени. А еще фото, где они вместе организуют пространство для общей игры и ценностного общения.

Список использованных источников

1. Симонова Р. «Народные традиции как фактор социального развития дошкольников». Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/narodnye-tradici-kak-faktor-socialnogo-razvitija-doshkolnikov.html

2. Ким Ю.А. «Социализация дошкольников в условиях ФГОС посредством этнокультурного воспитания». Режим доступа: https://infourok.ru/socializaciya-doshkolnikov-posredstvom-etnokulturnogo-vospitaniya-2897784.html

3. Чалова И.В. Блог «Социализация дошкольников в условиях ФГОС дошкольного образования». Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69520/socializacija-doshkolnikov.html

4. Лесовская Н.Г «DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста (из опыта работы педагога дополнительного образования)». Режим доступа: http://sibvido.ru/taxonomy/term/210