Кинезиологическая составляющая в системе способов интеллектуального развития первоклассников

Номер: 

Аннотация. В опытно-поисковом режиме проверена кинезиологическая гипотеза о влияния целенаправленно организованной двигательной активности обучающихся на динамику их интеллектуального развития. Выполнен сопоставительный анализ различных теоретико-методических подходов к интеллектуально центрированной организации учебно-познавательного процесса с обучающимися-первоклассниками. Предложены краткие методические советы.

Ключевые слова: образовательная кинезиология, интеллектуальное развитие первоклассников, комплекс целевых кинезиологических упражнений

Современные научные исследования, выполненные в педагогике, психологии и нейрофизиологии со всей определённостью свидетельствуют о возможном влиянии системно выстроенных физических упражнений на развитие интеллектуальных способностей и задатков обучающихся. На основании значительного объёма накопленных теоретических и опытно-экспериментальных данных в настоящее время формируется достаточно новая область научных знаний, именуемая чаще всего как «образовательная кинезиология» [1; 2 и др.]. В центре внимания образовательной кинезиологии — связь ума и тела, точнее говоря, оптимизация деятельности мозга через организацию физических движений.

На теоретической базе образовательной кинезиологии современными американскими психологами Полом и Гейлом Деннисон была разработана и воплощена в жизнь обучающая нейропсихологическая программа «Гимнастика мозга» [3]. В сущности, за данной программой стоит методика активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений.

Чем нам может быть полезна «Гимнастика ума»? С помощью специально подобранных упражнений, как утверждают авторы этой методики, организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из предлагаемых упражнений нейрогимнастики, по мысли Пола и Гейла Деннисон, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате профессионально грамотного применения этой методики усваиваемый новый учебный материал воспринимается учениками более целостно и естественно.

Гимнастика мозга, предложенная американскими исследователями Деннисонами, состоит из весьма простых упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать в процессе обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения, по замыслу авторов этого оригинального проекта, облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности детей. По наблюдениям самих авторов и их последователей, предложенные нейропсихологические задания улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

В течение 2019-2020 учебного года в своей практической учебно-воспитательной работе с первоклассниками я попыталась апробировать наиболее существенные элементы нейрогимнастической системы П. и Г. Деннисон, обеспечивая тем самым более успешную адаптацию учащихся к условиям школьного обучения [4]. Приведём в качестве наглядного примера несколько упражнений, с одной стороны, вызывающих непосредственный интерес детей-первоклассников, а с другой стороны, по нашему предположению, стимулирующих процесс их интеллектуального развития.

Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее следует перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный палец, средний и т.д. Действия выполняются в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь).

Упражнение «Лезгинка»
Левую руку следует сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно следует сменить положение правой и левой рук. Повторять 6-8 раз. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Упражнение «Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Упражнение «Ухо — нос»
Левая рука — взяться за кончик носа, правая рука — взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение «Змейка»
Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Многие российские учителя начальных классов, воодушевлённые широко пропагандируемыми научно-просветительскими лекциями российского доктора биологических наук Т.В. Черниговской [5], выстраивают стратегию своей образовательно-воспитательной работы с обучающимися на весьма резкой, но в психологическом отношении односторонней биологической концепции осуществления максимально высоких интеллектуальных нагрузок на развивающийся мозг. «Мой ответ такой, — утверждает профессор Т.В. Черниговская, — мозг должен тяжело работать. Тяжело — ключевое слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая, но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно: что хотел сказать режиссер. В таком случае мозг будет занят работой. Не нужно искать трюки, которые улучшают мозг. Их нет. Эти трюки — сама жизнь. Как тренировать мозг? Он, как любая мышца, должен тяжело работать» [6]. Такую стратегию Т.В. Черниговская предполагает принципиально возможным спроецировать и на детей-обучающихся.

Подходит ли такая жёстко центрированная концептуальная образовательная модель для первоклассников? Смогут ли они полюбить интеллектуальный труд и раскрыть в дальнейшем свои интеллектуально-творческие способности? Навряд ли. Поэтому приведём в качестве альтернативного гуманистического мнения методико-психологический взгляд талантливого учителя начальных классов, выдающегося советского учёного и педагога-практика В.А. Сухомлинского. Всемерно заботясь о трудовом воспитании детей средствами учебной деятельности, Василий Александрович писал: «Трудовое воспитание — это, образно говоря, гармония трёх понятий: надо, трудно, прекрасно. Может, и не было бы нужды говорить специально о трудовом воспитании, если бы в школе и семье царствовало единство этих трёх начал» [7, с. 125]. Для первоклассников, по нашему глубокому убеждению, предложенное Василием Александровичем триединство, реализуемое в процессе обучения, исключительно важно. Но для психологического обеспечения такого триединства требуется, конечно же, специальный методический поиск. Кинезиологические упражнения могут быть здесь вполне уместным подспорьем.

Ещё один методически яркий пример эффективной регуляции интеллектуальной активности учащихся мы находим у Нелли Николаевны Шабашовой, которая в середине 80-х годов ХХ века творчески работала в средней школе № 60 города Оби [8, с. 234]. Вот как независимые эксперты характеризуют её творческий метод: «Постижение нового требует от детей ещё неокрепших интеллектуальных сил, абстрактного мышления, сложных логических построений. На каком-то этапе «информационная насыщенность», напряжённость умственных усилий достигает предела и школьник автоматически отключается. В момент возможного наступления такого случая Н.Н. Шабашова так организует учебно-познавательный процесс, чтобы происходило не отключение, а переключение чувств, эмоций, а значит, и переключение деятельности мозга на новую цель, благодаря чему штурм знаний продолжается по восходящей» [Там же, с. 234].

Наш практический опыт целенаправленного применения элементов кинезиологии в работе с первоклассниками свидетельствует о том, что, во-первых, проводимые на основе кинезиологического методического подхода учебные и внеучебные занятия действительно дают как немедленный (ситуативный), так и кумулятивный (накапливающийся) эффект и влекут за собой постепенное повышение умственной работоспособности и оптимизацию интеллектуального развития учащихся, во-вторых, длительное выполнение каких бы то ни было стандартных учебных действий, влекущее за собой состояние утомления, может прерваться кинезиологическими упражнениями, тогда как творчески ориентированную деятельность учащихся прерывать нежелательно, в-третьих, планируемые учебные занятия, на которых предстоит особенно высокая интеллектуальная нагрузка для учащихся, требующая значительных элементов творчества, могут предваряться кинезиологическим тренингом.

Список литературы
1. Чернова Г.М. Особенности применения нейродинамической коррекции в комплексе с образовательной кинезиологией в работе с детьми с особыми возможностями здоровья // Образование и общество: открытая перспектива: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. Т. II. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2019, с. 203-206.
2.  Матюх В.В., Косолапова О.А, Ермоленко А.Ю. Кинезиология как нетрадиционный метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Образование и общество: открытая перспектива: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х т. Т. II. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2019, с. 28-30.

3. Деннисон П. и Г. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. —СПб.: ИГ «Весь», 2015. — 320 с.
4. Сноровихина О.В. Интеллект и гимнастика мозга в образовательном пространстве // Интеллектуальное воспитание в современном образовательном пространстве: Сборник научно-методических статей. / Отв. за вып.: О.М. Пальянова, Ю.Н. Ванеева. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2020, с. 278-279.
5. Черниговская Т.В. Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты. Автореф. дис. ... д-ра биол. наук. СПб. : Институт эволюционной физиологии и биохимии, 1993. — 51 с.
6. Черниговская Т.В. Киборги во вселенной струн — наш завтрашний день? // Наука и жизнь. — 2012. — № 11. — С. 1-8.
7. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. С.Л. Соловейчик. —М.: Политиздат, 1979. — 270 с.
8. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда. — Новосибирск: Изд-во «Наука», 1985. — 264 с.
9. Березина Т.Н. «Тренинг интеллектуальных и творческих способностей. — СПб.: Речь, 2010. — 189 с.