DISTANCE – требование времени и возможность профессионального роста (из опыта работы педагога дополнительного образования)

Аннотация: представлен опыт решения творческих задач при переходе школьников на дистанционное обучение в условиях самоизоляции.

Ключевые слова: дистанционная работа, творческий поиск

Каким необычным для нас всех стал этот учебный год! Вернее сказать, его окончание. Переход на дистанционную работу и самоизоляция — эта новость стала испытанием всех нас на прочность, креативность и стрессоустойчивость.

Большая ответственность легла на плечи руководителей образовательных учреждений. Им нужно было найти эту тонкую грань между бесполезным и непродуктивным давлением на своих педагогов и тем, чтобы пустить ситуацию на самотек. На мое счастье в нашем коллективе работают образованные и чуткие люди, которым это удалось. Без лишнего контроля, нам дали время на осознание ситуации, планирование работы и на дальнейшее осмысление образовательного процесса в будущем.

Итак, что делать? Не скрою, у меня была довольно большая пауза, во время которой я пыталась для себя понять, каким способом и какими средствами продолжать работу и выполнять поставленные в начале учебного года задачи. Как на расстоянии, не видя детей рядом с собой в учебном кабинете, в творческой компании единомышленников, сохранить атмосферу коллективного духа и сотворчества? Как вообще можно что-то объяснить в такой ситуации, особенно, учитывая специфику моего предмета?

Я являюсь педагогом творческого объединения по бисероплетению «Рукодельница» Дома детского творчества «Первомайский». Первая моя мысль была — «Да это просто невозможно!!!». Работать с бисером, особенно показывать новый прием, нужно в непосредственной близости друг к другу. Порой для того чтобы понять, куда и откуда заводить иголку, в какую бисеринку шагнуть, глаза ребенка оказываются практически на расстоянии 25 сантиметров от рук педагога. Работа с бисером априори требует тесного контакта. И что было делать? А нужно было успокоиться, подумать и найти выход.

Как всегда, в моменты сложных жизненных ситуаций на помощь приходят родные люди. Сын разделил со мной и момент временной паники, и сам процесс выхода из сложной ситуации.

О создании своего канала на «YouTube» мы с ним давно задумывались. И тут выдался такой момент, когда эту задачу необходимо было быстро решать. И мы принялись за работу.

Пока я придумывала план работы, какие это будут занятия, чему я смогу научить, какие работы выбрать для такого формата обучения, сын проштудировал Интернет по данной теме.

Нет такого вопроса, на который не было бы ответа в Интернете! Мы научились и переворачивать видео, если оно отснято не «в горизонте», и сглаживать переходы музыки, и улучшать качество видео ролика. Всему можно научиться, если только есть желание! А оно было! И вскоре у меня появился собственный канал.

Отсняли первый ролик. При просмотре поняли, что ведя съемку с рук на камеру телефона, постоянно «плавает» фокус, изображение трясется и получается нечетким.

Встал вопрос, как сделать так, чтобы телефон находился в неподвижном положении? Чтобы объектив камеры был непосредственно над моими руками? Вместе с сыном придумали конструкцию на грани фантастики. Она состояла из держателя для бумаг, крепления для лампы и коробки от старого телефона. С помощью болтиков, гаек и творческого азарта была изобретена конструкция, позволившая нам стабилизировать видео и найти оптимальное расстояние от камеры до рабочего стола.

Коробка была в дальнейшем покусана моей кошкой, но с поставленной задачей мы справились! Проблема устойчивого фокуса была решена!

Началась работа по съемке и монтажу видео роликов. Освоили программу Adobe Premier Pro. Ну, как освоили? Сын освоил, конечно. Но я всегда была в этот момент рядом — готовила чай с бутербродами и успокаивала его, как могла, когда что-то не получалось.

Первый ролик был мотивационный. Он назывался «Галерея моих работ» (https://www.youtube.com/watch?v=QkN-0ZsO7-o). Целью его создания было заинтересовать моих детей и их родителей новым образовательным каналом, подогреть творческий азарт к бисерному искусству.

После общения с родителями в общем чате я поняла, что интерес к каналу есть, и я буду иметь постоянную обратную связь. Началась активная работа — съемка и монтаж обучающих уроков. По мере постепенного углубления в рабочий процесс, мы выяснили, что длительность видео урока должна быть около 15 минут. На наш взгляд, это оптимальное время для поддержания устойчивого интереса к занятию, что позволяет детям работать, практически не включая волевой ресурс.

Монтируя обучающее видео, нужно понимать, что изготовление одного бисерного изделия потребовало бы 3-4 реальных (очных) занятий. Поэтому, каждый ролик должен быть законченным по логике технологическим этапом. И вообще, такой формат работы дает педагогу огромное количество плюсов. Появляется возможность давать дополнительную информацию, на которую зачастую на очных занятиях не хватает времени.

Работая в режиме «удаленки», я могу планировать свое рабочее время, исходя из своего ресурсного состояния. Мое оптимальное и продуктивное время для работы — раннее утро. Вы же можете спланировать свой день, учитывая ваши индивидуальные особенности.

Данный формат уроков в записи, по моему мнению, гораздо лучше online-трансляции. Если что-то в процессе моего объяснения ребенку не ясно, он всегда может поставить на паузу, перемотать назад и вникнуть в детали до полного понимания материала. Для многих детей переспросить у педагога то, что не понятно, является большой проблемой. Часто ребята уходят с занятий, так и не поняв материал. Данный формат работы полностью исключает эти сложности.

Для многих учащихся занятия в домашней обстановке — это более комфортная среда для творчества. Нет отвлекающих факторов, работать можно в привычном темпе, не сравнивая свои успехи с результатами других.
Благодаря таким образовательным каналам значительно расширяется зрительская аудитория. Ведя работу в данном формате, мы стираем границы недоступности образования для всех без исключения детей и взрослых. Это и есть один из способов формирования доступной среды. Вашими обучающими уроками могут пользоваться не только ваши дети, но и взрослые, которые зачастую с большим трудом могут найти в своем рабочем графике свободное время для хобби и творчества. На данный момент на моем канале создано и размещено 10 обучающих уроков. Вы можете ознакомиться со всеми материалами по данной ссылке: https://www.youtube.com/channel/UCsRpbfICt4Bj1JzYJbcsJMw

Пересматривая такого рода видео, учащиеся понимают — нет границ для творческой фантазии мастера. Его ничто не ограничивает. Нужно только желание! Нужно только захотеть быть частью этого удивительного мира бисерного творчества.

Я очень благодарна моей семье, которая оказалась таким надежным помощником в непростой жизненной ситуации. Для меня были созданы все условия — сын обрабатывал видео, резал, не жалея, все мои ляпы из роликов, мама соблюдала режим полной тишины, кошка не часто попадала в кадр.

На Востоке, если хочешь пожелать сложностей и неприятностей другому, говорят «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!». Для меня такие перемены — возможность научиться чему-то новому, попробовать иной формат деятельности, освоить непривычные навыки. Любой кризис — это точка роста! Это новые возможности, новые умения, новые уровни. У меня получилось именно так. Не бойтесь перемен! Обновляйтесь! Учитесь! Работайте над собой и вам всегда будет интересно жить!