Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Опыт эмпирической классификации

Номер: 

Аннотация. Автор иллюстрирует результатами своего творческого методического поиска учебно-дидактическую продуктивность реализуемой в конкретном многопрофильном учреждении дополнительного образования модели классификации программно-методической документации.

Ключевые слова: организация образовательного процесса; интеллектуальное развитие детей; качество освоения дополнительных общеразвивающих программ

В сфере дополнительного образования детей происходят значительные изменения. Прежде всего для педагогов дополнительного образования они связаны с обновлением содержания образовательных программ, повышением качества их усвоения обучающимися. В различных государственных нормативно-правовых документах последних лет неоднократно подчеркивается важность разработки инновационных образовательных моделей и технологий, совершенствование принципов, путей и средств выявления одаренных и мотивированных детей. В целом, такого рода поисковую работу педагога дополнительного образования можно охватить термином «программно-методическое обеспечение».

В литературных источниках я обнаружила целый ряд близких по смыслу терминов, так или иначе характеризующих феномен «программно-методическое обеспечение». Это: «обеспечение учебного процесса», «методическое обеспечение», «дидактико-методическое обеспечение», «комплексное методическое обеспечение». В сути все они ориентируют педагога-практика на четкое планирование, на разработку и совершенствование собственной системы учебно-методической документации и систематизацию имеющихся средств обучения.

Существует большое количество видов учебной документации, которую необходимо вести педагогу дополнительного образования. В нашем учреждении дополнительного образования Центр внешкольной работы «Галактика», где образовательная деятельность ведется по программам самой различной предметной направленности, документация условно распределена на две основные группы. При этом основной считается документация, которую нужно иметь педагогу, так сказать, еще до начала организованного образовательного процесса. А дополнительную документацию можно создавать, разрабатывать, оформлять в ходе творчески ориентированного образовательного процесса. Поясню сказанное на конкретном примере, проиллюстрирую своим опытом.

К первой основной группе, относится: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, рабочая программа с календарным учебным графиком, сценарии воспитательных и досуговых мероприятий, планы занятий. В деятельности педагога эта документация имеет первостепенное значение и, действительно, предшествует непосредственному, т.е. деятельностно-практическому началу образовательного процесса. Это именно та необходимая база, на основе которой ведется перспективное и тематическое планирование.

Для организации образовательного процесса с детьми, обучающимися в ЦВР «Галактика», мною разработаны следующие три образовательные программы социально-педагогической направленности. Так, для работы с детьми младшего школьного возраста это — дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеллектуальное развитие детей» и авторская общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес для мозга». Для работы с детьми дошкольного возраста (в студии раннего развития) — дополнительная общеразвивающая программа «Уроки Почемучек».

Ежегодно пакет названных программ обновляется с учетом достижений науки, культуры, техники, экономики, накопленного мною профессионального педагогического опыта, а также опыта моих коллег, представленного на страницах федеральных и региональных печатных периодических изданий.

Ко второй группе можно отнести дополнительную учебную документацию, востребованную на определенном этапе организации образовательного процесса. Это, контрольно-оценочный (диагностический) инструментарий, тесты стартовой, промежуточной и итоговой аттестации, анкеты, индивидуальные дневники наблюдений. Такая методическая продукция обеспечивает непрерывный мониторинг процесса личностного и интеллектуального развития учащихся. Разработанные авторские дидактические материалы, учебно-практические задания и пособия, по моим наблюдениям, способствуют активизации эмоционально-познавательной деятельности моих воспитанников. Аудиовизуальные материалы, созданные мною на базе современных информационных технологий обучения, повышают качество восприятия учебной информации.

К дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам мною разработаны и многократно апробированы на практике следующие инструментально-методические материалы:

  • сборник игр и упражнений на развитие познавательных способностей детей;
  • картотека упражнений «Разминка для ума»;
  • сборник сценариев досуговых мероприятий;
  • альбом «Минутка для Почемучек».
  • дидактические игры «Рыбаки и рыбки», «Урожай», «Гусеница», «Вкусное варенье».
  • сборник интерактивных игр и медиапрезентаций для детей младшего школьного возраста «Ученье с увлеченьем!»
  • сборник с аудиосказок и музыкальных подвижных игр;
  • буклеты и памятки для родителей;
  • сборник информационных и просветительских материалов для родителей по вопросам познавательного развития детей младшего школьного возраста;
  • схемы к логическим играм «Танграмм», «Судоку», «Логические блоки Дьенеша» и др.

Успех создания системы качественного методического обеспечения процесса работы по программам социально-интеллектуального развития обучающихся в учреждении дополнительно образования я лично связываю с умением педагога рационально выстроить собственную траекторию личностно-профессионального развития, спланировать свою деятельность и обладать определенными умениями и навыками самообразовательной деятельности.

Согласно требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» действительно современный педагог-практик, работающий с детьми, должен не только уметь находить, анализировать и использовать источники информации, но и своевременно выявлять интересы обучающихся и их родителей. А планирование учебно-образовательного процесса должно осуществляться с учетом задач и особенностей реализуемой образовательной программы, фактического уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Таким образом, сегодня всему корпусу педагогов дополнительного образования, руководителей детский творческих объединений важно понимать, что разработка программно-методического материала является важным и необходимым элементом в осуществлении собственной высокопрофессиональной деятельности. Данная практика дает возможность более последовательно реализовать педагогическую деятельность, необходимую для качественного обучения и воспитания в границах изначально заданного времени и предварительно отобранного содержания образовательной программы.

Список литературы
1. Буйлова Л. Н., Кочнёва С. В. Методическая служба учреждения дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. —М.: Изд-во «ПАИМС», 2000. — 100 с.
2. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Методические службы учреждений дополнительного образования: многообразие российских моделей // Народное образование. — № 2. — 2004. — С. 97–104.
3. Барбакарь Ю. С. Программно-методическое обеспечение образовательной практики (Из опыта работы). // Дополнительное образование детей: педагогический поиск : Сборник научно-методических статей с международным участием. —Новосибирск: Изд-во «Сибпринт», 2020, с.92–94.