Духовно-нравственное воспитании младших школьников

Номер: 

Семья является пространством, где формируются нравственные ценности ребенка, его первые духовные взаимоотношения, закладывается культура поведения. В семье, а затем и в школе воспитывается чувство любви к родному краю. От родителей и учителей дети узнают о долге и справедливости, смелости и отваге. А потому от их взглядов, вкусов и социальной ориентации зависит восприятие детьми окружающего мира. Очень важно правильно и грамотно направить родителей, рассказать им о путях, средствах и формах воспитания у детей патриотических чувств и устремлений.

Мы считаем, что важно уделять особое внимание развитию ценностных ориентиров у школьников. В связи с этим перед нами встала задача психолого-педагогического просвещения родителей, повышения уровня их грамотности в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Цель: сформировать у родителей представление о духовно-нравственной составляющей в личностном развитии ребенка.

Задачи:

  1. Показать родителям значимость духовно-нравственного воспитания детей в семье.
  2. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания нравственности и формирования мировоззрения детей младшего школьного возраста.
  3. Разработать предложения по развитию ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте средствами сказкотерапии.
  4. Сформировать доброжелательные и доверительные отношения между родителями и педагогами, родителями и детьми.

Чтобы проверить эффективность нашей работы, мы провели диагностику ценностных ориентаций у школьников по методике В. Т. Чепикова, где описаны критерии оценки интересующих нас качеств [3].
Сначала мы определили уровня сформированности представлений о данных ценностях у детей. С этой целью им было предложено раскрыть содержание базовых нравственных понятий таких как: "трудолюбие", "вежливость", "доброжелательность", "честность" и "щедрость". Уровень развитости духовно-нравственных ценностей учащихся начальных классов определялся на основе их ответов по следующей шкале.

Второй этап — выявление уровня сформированности ценностных ориентаций, нравственной воспитанности учащихся (поведение ребенка) (см. табл. 2).
Кстати, второй уровень нравственной воспитанности является довольно распространенным в школьной практике, что объясняется недостатками и просчетами в организации нравственного воспитания как в дошкольном, так и младшем школьном возрасте. Совершение младшими школьниками отдельных негативных и аморальных действий и поступков свидетельствует зачастую не столько о низкой нравственной воспитанности их личности в целом, сколько о несформированности у них того или иного нравственного качества или же его отдельных структурно-содержательных психологических компонентов.


В. Т. Чепиков отмечает, что младшие школьники, имеющие третий уровень нравственной воспитанности личности, в одних случаях демонстрируют нравственно безукоризненное поведение не в силу хорошей воспитанности, а в силу каких-то узколичных, эгоистических потребностей и мотивов; и из-за недостатка нравственных знаний и неосознания их значимости, а также неустойчивости нравственных умений, навыков и привычек могут нарушать отельные правила и нормы поведения, поддаваться отрицательному влиянию сверстников и более старших ребят.
Четвертый и пятый уровни указывают на развитость ценностных ориентаций, положительную духовно-нравственную воспитанность младших школьников и отличаются высокой степенью интеграции в моральной структуре личности всех ее нравственно-психологических компонентов. Поведение и деятельность таких учащихся регулируются совокупностью имеющихся нравственных качеств и устойчивых нравственных привычек, сформированных на основе доминирующих нравственных потребностей, правильных мотивов и прочно усвоенной и осознанной системы этических знаний.
Первое, что мы сделали, — это пригласили родителей на родительское собрание в формате «Этикет-кафе», на котором обсудили: что такое духовность, из чего складывается духовно-нравственное воспитание.
Был проведен тренинг. Родители поделились своим пониманием сути духовно-нравственных ценностей и ценностных ориентаций, выбрали главные ценности из представленных и предложили свои варианты выхода из проблемных ситуаций. Затем их познакомили с этапами  формирования
нравственных ценностей и создания модели «Воспитательный потенциал семьи». Каждому родителю была выдана памятка «Родителям от ребенка».
Нашим следующим шагом стала работа по развитию ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста средствами сказкотерапии в условиях внеурочной деятельности. Занятия проводились по одному часу в неделю, всего 26 часов. На таких занятиях использовались различные формы и приемы работы: чтение и анализ сказки, дописывание и переписывание сказки, разыгрывание сюжета с помощью кукол, драматизация, инсценирование концовки сказки, иллюстрирование. Структура занятия содержала: обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой); основную часть, где используются приемы работы со сказкой; приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка; ритуал «выхода из сказки». Подобная структура занятия создавала атмосферу сказочного мира, настрой на работу с метафорой.
Диагностические исследования по методике В. Т. Чепикова, проведенные после использования приема сказкотерапии, выявили у учащихся более высокие показатели по сравнению с результатами диагностики до начала работы. Повысился уровень сформированности представлений о нравственно-этических ценностях и ориентации на нравственно-этические ценности в поведении. Учащиеся стали лучше понимать значительную часть нравственных правил, положительно к ним относиться; проявлять способности к самостоятельному нравственно мотивированному поведению.
После этого было проведено родительское собрание, на котором мы представили результаты проделанной работы и дали рекомендации по применению метода сказкотерапии дома.
Взаимопонимание родителей и детей исчезает тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. Когда окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения детей. Стать мудрым другом и наставником своему ребенку, стараться мягко направлять его мысли в правильное русло, не уничтожая инициативы, — вот что требуется для духовного воспитания в семье. Опыт проведенной работы доказывает необходимость вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семье условий, способствующих духовно- нравственному развитию личности ребенка.

Методические рекомендации
1. Учителям и родителям необходимо как в учебное, так и во внеурочное время использовать метод сказкотерапии, направленный на развитие ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста.
2. Для отслеживания динамики уровня развития ценностных ориентаций у школьников, следует проводить диагностику. Время проведения обследования не должно превышать одного урока (40 минут). Обследование желательно проводить индивидуально или в группах по 2–3 школьника.
3. Частота обращения к тому или иному виду заданий диктуется типичными для группы (или одного ребенка, если это индивидуальное занятие) трудностями и индивидуальными потребностями школьников.
4. Эффективность влияния метода сказкотерапии на развитие ценностных ориентаций у младших школьников повысится, если взрослый будет учитывать актуальный уровень развития и потенциальные возможности всех и каждого из группы.
5. Оптимально, если развитие ценностных ориентаций средствами сказкотерапии у детей младшего школьного возраста будет проводиться одновременно учителем-психологом, учителями предметниками, учителем-логопедом, родителями.

Список литературы:
1. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш. А. Амонашвили // Москва : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998 г. — 129 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева // СПб.: ООО «Речь», 2000. — 310с.
3. Чепиков, В. Т. Педагогическая практика / В. Т. Чепиков // Москва : Новое знание, 2003. — 172 с.