Игра. Движение. Речь. Методические требования к освоению пальчиковых игр

Номер: 

Аннотация. Представлены результаты апробации комплекса разнообразных пальчиковых игр для детей раннего дошкольного возраста в условиях системно выстроенного взаимодействия семьи и воспитателей детского сада. Составлены краткие методические рекомендации для начинающих педагогов и молодых родителей.
Ключевые слова: пальчиковые игры, речевое развитие ребенка, детский фольклор, мелкая моторика, семейное воспитание.

 Игра — это одно из наиболее эффективных средств развития речи и мышления у детей [1]. Уже потому, что игра доставляет детям чувство радости и удовольствия. А это, в свою очередь, является мощнейшим стимулирующим средством для активного восприятия речи, что порождает самостоятельную речевую деятельность.

Наиболее глубоко и точно о взаимосвязи мелкой моторики и интеллектуально-творческого развития ребенка-дошкольника в свое время написал В. А. Сухомлинский. Приведем развернутую его цитату: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают   источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, тем точнее, тоньше, сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия; чем глубже вошло взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка, тем больше наблюдательности, пытливости, зоркости, внимательности, способности исследовать в деятельности ребенка» [2, с 140].

 Действительно, пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируя фантазию, творческие способности, внимание, речь, несложные манипуляции руками, пальчиками, ладошками, кистями рук, не только убирают напряжение с них, но и расслабляют мышцу всего тела. Чем раньше дети активно и умело двигают пальчиками и ладошками, тем раньше они развиваются, а речь становится более эмоциональной и связной [3].

Игры с пальчиками можно использовать на различных занятиях, в режимных моментах. Однако важно, чтобы эти игры регулярно применяли и в семье.  Чтобы с наибольшим методико-психологическим эффектом познакомить родителей, как можно играть в пальчиковые игры с детьми дома, я попутно использую элементы фольклора — потешки, а также небольшие образные стихи, соединяя все это с выполнением движений.  Лучший, на мой взгляд, вариант — собрать родителей и рассказать им об этом.  Взрослые должны знать научно достоверную информацию о необходимости и целесообразности данных игр, знать о том, какие результаты они приносят, и каким образом помогают развиваться нашим детям.

Можно для пользы дела создать картотеку пальчиковых игр, некоторые игры из картотеки мы, например, распечатываем и раздаем родителям, предварительно проиграв и рассказам правила, соблюдение которых необходимо при игре с детьми ясельного или младшего дошкольного возраста. 

Небольшие образные стишки и потешки сами по себе понятны и интересны детям. В них содержится большой развивающий эффект. Это никогда не следует забывать ни воспитателям, ни родителям. И очень хорошо, когда ребенок слышит их не только в детском саду, но и у себя дома. 

 К пальчиковым условно можно отнести следующие игры: с пластилином. с пуговицами, с прищепками, с камешками, со шнуровкой, нанизывание колец и бусин, игры с мозаикой, образные стишки и потешки с одновременным выполнением манипуляций руками.

При выполнении пальчиковых игр необходимо соблюдать следующие основные правила:

  • игру следует выполнять эмоционально и вместе с ребенком;
  • в процессе неоднократного повторения игры, дети постепенно заучивают текст наизусть и только тогда в требуемой мере соотносят слова текста с движением;
  • по прошествии некоторого времени следует вводить новые пальчиковые игры, как правило, с более сложными движениями;
  • чтобы у ребенка не пропал возникший интерес к игре, нужно чутко следить за динамикой — выбирать те типы игр, в которые ребенок играет с наибольшим интересом;
  • нельзя ставить перед ребенком несколько сложных задач одновременно.

Многие ученые сегодня теоретическим и экспериментальным путем доказали, что речь у детей формируется под влиянием двигательных импульсов, в том числе, передающихся от пальчиков. И чем активнее и точнее ребенок двигает пальчиками, тем раньше и лучше он начинает говорить. Также, по нашим наблюдениям, пальчиковые игры способствуют развитию артикуляционного аппарата, что соответственно способствует речевому развитию ребенка-дошкольника.  

Таким образом, очень важно самым настоятельным образом развивать мелкую моторику рук ребенка с самого раннего возраста, причем делать это следует в режиме максимально полной психологической и методической согласованности с родителями.  И чем раньше малыши начнут играть в пальчиковые игры, тем раньше и лучше будут говорить наши дети.

Литература
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. —СПб.: Питер, 2018. 432 с.
2. Сухомлинский В.А. О воспитании. —М.: Политиздат, 1979. 270 с.
3. Сафонова О.Л., Трополева К.М. Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей ясельного возраста // Развитие Российского образования: стандартизация и индивидуализация : Сборник материалов ХХIII Всероссийской научно-практической конференции (28-29 марта 2018 года). В 2-х т. Т. II. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018, с. 142- 143.