Сотрудническая модель взаимодействия с родителями (из опыта ДХШ р. п. Краснообск)

Номер: 
Для любого образовательного учреждения работа с родителями обучающихся является важным фактором достижения высокого качества образования. В основе модели работы с родителями Детской художественной школы р. п. Краснообск (далее — Школа) лежит концепция непрерывного образования, разнопланово методически проработанная за 40 лет существованиям нашей образовательной организации. В Школе ежегодно осваивают программы художественной направленности 180 обучающихся. Школа была открыта в 1980 году в научном городке Сибирского отделения ВАСХНИЛ (прежнее название р. п. Краснообск). Уже в те годы администрацией и педагогическим коллективом Школы была определена следующая ее многогранная миссия: «Воспитание на профессиональной основе художника как творческой личности, обладающей развитым творческим воображением, востребованным в любой сфере человеческой деятельности, воспитание личности, умеющей разбираться в классическом искусстве и наслаждаться им, воспитание личности, способной совершенствовать свои способности для продолжения художественного образования, для самоопределения и самореализации в различных видах культурной и творческой деятельности». Этой миссией мы руководствуемся и по сей день, углубляя и совершенствуя ее как на стратегическом, так и на тактическом уровнях. Но в какой-то момент нашей общей истории время высветило важность системной организации работы с родителями. Основной принцип, на котором строится работа с родителями в нашей школе, — это принцип сотруднического взаимодействия. Принцип этот означает, прежде всего, что работа с родителями должна быть не формальная, а именно сотрудническая, взаимодействие должно быть добровольное, искреннее, партнерское, имеющее целью с обеих сторон — работать на единые, общие, взаимосогласованные задачи обучения ребенка. Важна четкая структурная организация целостного образовательного процесса. В частности, в школе с 2014 года реализуются четыре предпрофессиональные программы: «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество», «Дизайн», «Архитектура» с пятилетним сроком обучения. К данным программам прописаны федеральные государственные требования (ФГТ). В программах приоритетной целевой задачей обучения определена подготовка детей к поступлению в профильные образовательные учреждения. Для достижения этой конкретной целевой задачи в ДХШ р. п. Краснообск создана достаточно эффективная система непрерывного образования. Она состоит из следующих трех ступеней: «Студия» — «Школа» — «Центр довузовской подготовки». В фундаментальном основании нашей концептуальной образовательной модели можно выделить в качестве основополагающих принципы системности и непрерывности. Конечно, в каждой из ранее названных ступеней имеются специфические особенности организации работы с родителями, но этот исключительно важный вопрос требует, на наш взгляд, особого — методологического и методико-психологического — обсуждения. Здесь же мы представляем только лишь некоторые характерные черты, которые вскрывают специфику построения и воплощения в жизнь сотруднической модели взаимодействия с родителями. Взаимодействие с родителями начинается у нас в Студии художественного развития «Шедевр», действующей на базе художественной школы с 1986 года. В студии дети обучаются с 3 до 10 лет. Начало работы — это подробное консультирование каждого родителя фактически по всем профессиональным целям и задачам, которыми будут руководствоваться педагоги при обучении его ребенка, консультирование по существующим направлениям и программам, вопросам воспитания, а также возможным перспективам дальнейшего обучения. По сути дела, основной акцент здесь делается на взаимоизучении, взаимопознании друг друга — педагогами родителей и родителями педагогов. Несмотря на юный возраст, обучение ведется у нас на профессионально ориентированной основе, в традициях академической школы, опирается на индивидуально-дифференцированный подход фактически к каждому ребенку. От ребенка и его родителей, по существу дела, требуется готовность участвовать в долгосрочном образовательном проекте — поэтому мы всеми возможными путями стараемся добиться от каждого родителя глубокого, сознательного и ответственного погружения в процесс обучения, понимания, постижения всех его аспектов и нюансов. Таким образом, в основе образовательно-дидактической составляющей рабочей модели сотрудничества школы и родителей лежит то, что цели и задачи обучения должны быть родителем не только поняты, но и максимально приняты. В настоящее время мы пришли к мнению о том, что в основе взаимодействия должен быть положен принцип распределенной ответственности сторон: родителей и школы. При определении ребенка в ту или иную группу студии у нас учитывается возможность его будущего поступления к данному педагогу в 1-й класс. Этот психологически немаловажный фактор обязательно доводится до сведения родителей. Так создается благоприятная ситуация для успешного творческого взаимодействия. Педагог, при таком подходе, реально заинтересован в максимально качественной подготовке каждого ребенка к поступлению, его дальнейшему успешному переходу из студии в школу. В свою очередь, родители гарантируют нам отсутствие пропусков занятий учащимися и обеспечение качественными художественными материалами. Родители и педагог совместно работают на поддержку положительной мотивации ребенка к обучению, его заинтересованности и успешности, в частности через такие формы, как: – получение и выполнение индивидуальных домашних заданий, упражнений, позволяющих развивать или приобретать недостающие умения и навыки; также как и заданий на летние каникулы; – совместно спланированное участие в конкурсной и выставочной деятельности, в том числе с самостоятельно выполненными «домашними» работами; – стартовое формирование индивидуального портфолио ребенка, сбор портретных фотографий, сканов его работ, других достижений, видеопрезентаций выступлений и т. д.; – создание домашней картинной галереи, в которой могут быть представлены не только работы ребенка, но и родителей, а также репродукции шедевров мирового изобразительного искусства. В рамках сложившейся сотруднической модели взаимодействия родитель вовремя получает рекомендации педагога об уровне подготовки, способностях ребенка, его предрасположенности к какому-либо направлению творческой деятельности — графике, живописи, моделированию, лепке и т. д. — что, как подтверждает опыт, позволяет родителю вовремя точно сориентироваться в выборе направления обучения, возможно — частично изменить его. Родители сами могут поучаствовать в процессе обучения в студии. У ребятишек от трех до пяти лет родители присутствуют на занятиях, что позволяет им глубже понять всю «кухню» художественно-образовательного процесса. Проводятся открытые занятия, тематические родительские собрания, в том числе с обсуждением системы заданий. Родители участвуют в мастер-классах по различным направлениям, организованных именно для взрослой аудитории (текстиль, керамика). Таким образом, по завершении обучения в студии мы получаем, с одной стороны, подготовленного и замотивированного на обучение ребенка и, с другой стороны, не менее художественно и методически подготовленного родителя, понимающего весь актуальный и дальнейший — перспективный — образовательный маршрут, иными словами, родителя, готового полноценно участвовать в целостном образовательном процессе, готового работать на стратегические целевые задачи обучения. Следующая ступень в модели сотруднического взаимодействия — это художественная школа. Ребенок может поступить на предпрофессиональную программу выбранного направления — живопись, дизайн, архитектура или декоративно-прикладное творчество, пройдя соответствующую процедуру вступительных испытаний. Дело в том, что современная социально-психологическая тенденция такова, что родители стараются дать ребенку разностороннее развитие — музыкальное, физическое, интеллектуальное. Показательно, что родители ребят, посещавших студию, к этому времени уже сознательно ставят в приоритет художественное образование. Они спокойно, со знанием дела осуществляют из множества кружков и секций выбор в пользу художественной школы. Необходимость такого ответственного выбора — значительное увеличение часов учебного плана школьных программ по сравнению со студией (для примера: учебный план Студии — 4 академических часа в неделю; учебный план ДПОП «Живопись» — до 14 часов в неделю). Ведь обучение в художественной школе потребует от ребят значительных затрат времени и отдачи, а от родителей полной поддержки и помощи в этом труде. Итак, поступление в ДХШ — взвешенное, осознанное решение родителей и ребенка. На этом принципе мы, по большому счету, как раз и выстраиваем всю нашу дальнейшую сотрудническую модель взаимодействия. Все условия обучения в художественной школе кратко доводятся до родителей абитуриентов на установочном собрании. До вступительных экзаменов директором школы проводится обязательное подробнейшее собеседование с родителями каждого поступающего. Уточняются все вопросы — ответственность за обучение ребенка, готовность к долгосрочному обучению, нагрузка и т. д. Во время обучения педагог и родитель постоянно работают в тесном сотрудничестве, помогая друг другу в решении всех возникающих проблем и задач. В частности, это может быть: – совместно организуемые творческие мероприятия с участием родителей: походы в музеи, театры, посещение выставок; – помощь в подготовке, участие в открытых просмотрах с презентацией ребятами своих работ перед родителями, педагогическим коллективом школы; – организация подготовки и выполнения домашних самостоятельных работ для участия в конкурсных проектах школы (конкурсы набросков «Братья наши меньшие», портретов «Наше поколение NEXT», микронатюрмортов и др.). Обязательными и традиционными формами взаимодействия являются у нас, конечно же, родительские собрания и творческие вечера. Следует особо сказать и о таком важнейшем пункте сотрудничества школы и родителей, как музейная и пленэрная практика. Школа организует уже ставшие традиционными выездные всероссийские и межрегиональные пленэры — мастер-классы под руководством художников-педагогов профильных ВУЗов страны. Таковыми событийными мероприятиями стали у нас в последние годы, например, Всероссийский пленэр «Золотое кольцо России», межведомственный региональный пленэр — мастер-класс «Сказание о земле Сибирской», пленэры по маршруту: города Псков, Тобольск, Алтайский край, музейная практика в городах Москве и Санкт-Петербурге. Это, заметим, дополнительные мероприятия вне учебного плана, но ежегодно в них принимают участие более пятидесяти обучающихся. Вот уже несколько лет не только ребята, но и родители многих классов настаивают на обязательной организации таких проектов. Мы убедились: качественный творческий и профессиональный рост ребенка на пленэре возможен при глубоком понимании родителями необходимости данного мероприятия и при их финансовой поддержке. Неоднократно родители сами становились участниками таких пленэров и музейных практик. Еще одной стороной системы партнерского взаимодействия школы и родителей обучающихся является ежегодная подготовка одаренных детей к рейтинговым конкурсам, таким, например, как молодежные Дельфийские игры России, всероссийский конкурс «Юный художник России» и др. Участие в таких престижных акциях без самоотверженной помощи родителей также было бы невозможным. Педагог готовит с ребенком конкурсные работы, он ответственен за результат. Но и у родителя есть своя доля ответственности. Это и выделение большого объема дополнительного времени в графике занятости ребенка на подготовку конкурсных работ, и контроль за ходом подготовки, и выстраивание особого отношения к здоровью, и финансовая сторона участия и т. д. Итоговой, завершающей ступенью в модели сотрудничества является работа в центре довузовской подготовки «Перспектива». Такая работа осуществляется у нас на базе Школы. В старших классах педагог на родительских собраниях уже проводит обязательную профориентационную деятельность: знакомит родителей и обучающихся своего класса с многообразием художественных профессий и специальностей; расширяет представления о сферах профессиональной деятельности и возможностях получения профессионального художественного образования в г. Новосибирске, в России, Европе; возможностях продолжить свое обучение в центре довузовской подготовки под руководством ведущих преподавателей ВУЗов г. Новосибирска. В индивидуальных консультациях педагог доносит до родителя свои советы и рекомендации по выбору ВУЗа или СУЗа, объясняет специфику и особенности вступительных испытаний, дает комплексный анализ сформированных знаний, умений и навыков ребенка, итоговую оценку степени его профессиональной подготовки. При этом родители совместно с ребенком посещают Дни открытых дверей, при желании, консультируются с педагогами этих учреждений. Модель сотруднического взаимодействия центра и родителей предполагает создание условий для качественной подготовки к вступительным экзаменам в выбранное профильное образовательное учреждение, помощь в выборе программ обучения и совместную психологическую поддержку ребенка. Родители совместно со специалистами центра все свои ресурсы направляют на профориентацию детей. По завершении всех трех ступеней обучения закономерным эмоционально положительным следствием плодотворно осуществляемого сотрудничества Школы и родителей для наших педагогов становится качественное изменение социального статуса: повышение уважения со стороны родителей и сообщества поселка в целом, рост авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, ну а главное — удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, еще более высокий творческий подход к ней. Для родителей же результатом сотруднического взаимодействия становится лучшее знание образовательных программ и прогнозирование будущей профессии ребенка, уверенность в том, что при обучении в полной мере учитываются их мнения и пожелания, а в широком социально-воспитательном контексте — ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и повышение результативности общения с детьми. Наконец, для детей результатом взаимодействия становится уважительное, серьезное отношение к художественной школе, доверие всему процессу обучения, а также осознанный, поддержанный взрослыми, выбор своей будущей творческой профессии. Таким образом, кратко представленная здесь модель сотруднического взаимодействия педагогического коллектива Школы с родителями есть та оптимальная, объективно подтвердившая свою состоятельность форма партнерского взаимодействия, которая позволяет достичь в обучении и воспитании ребенка максимума в рамках совместно реализуемых целевых задач, доверительно принятых как со стороны школы, так и со стороны родителей, в конечном же счете, позволяет добиться максимально возможного личностного и профессионального развития ребенка.