Конфликтные ситуации и как их решать современному педагогу

Номер: 

Никогда не забуду одно занятие, произошедшее в самом начале моего педагогического пути. Это была группа по фотографии, девочки 10 лет. Они пришли пораньше, и я запустила их в класс, а сама вышла ненадолго. Когда я вернулась, одна из них сидела на полу под партой. Но это была не игра. Она жёстко и непримиримо дала знать, что не собирается оттуда выбираться, потому что её обидели остальные девочки. Ни их извинения, ни мои уговоры и расспросы не помогали. Никто толком не мог объяснить — почему она обиделась и туда залезла. Я ничего не понимала, кроме того, что упрямства этой девочки хватит надолго, а ещё, что занятие на грани срыва. Это был тупик. И беспомощность. Мне всегда казалось, что при большом желании можно понять любого, и договориться можно с любым. Но оказалось, что я не учла, что это невозможно, если этот «любой» не хочет,  чтобы его понимали и с ним договаривались. Мне так надоела вся эта глупая история, вся эта бессмысленная трата времени. Курс судьи на боксёрском ринге не входил в учебную программу моего университета. В конце-концов я сказала: «И вы, и я пришли сюда заниматься фотографией. У вас есть 5 минут, чтобы договориться. Я выйду из класса, а когда приду, мы начнём занятие». Самое удивительное, что когда, простояв в коридоре положенное время, я зашла обратно, все сидели за партами и были готовы заниматься. Внутренне я выдохнула с облегчением.

Правильно ли это всё? Тогда это было единственное, что пришло мне в голову. И, главное, помогло же. Но весь интерес педагогической деятельности в том, что никогда не знаешь, что произойдёт в следующую секунду (даже если ты всё отлично спланировал), и решения, найденные в прошлый раз, вряд ли сработают в другой ситуации. В общем, работа учителя – один из самых экстремальных видов общения.

В мире, где каждый человек уникальный и неповторимый, не может не происходить столкновений. Мы все слишком разные. Поэтому конфликты для тех, кто зовётся «человек», вполне привычное дело. Вопрос в том, как их решать. А педагогу, хочешь — не хочешь, приходится это делать. Потому что как-никак именно он отвечает за происходящее в классе. Но конфликты «один против всех и все против одного» — это большая редкость в моей практике. Чуть чаще случаются противостояния «один на один». Но и их было не так уж и много. А вот внутренние конфликты — «себя с собой» происходят постоянно.

Уже само занятие творческой деятельностью вносит множество противоречий в жизнь человека. Ты можешь столкнуться с отсутствием вдохновения, с тем, что «ничего не получается», с навязчивыми мыслями, низкой самооценкой, можешь начать сравнивать себя с другими, и это ещё не всё. И каждый подросток чаще интуитивно, но иногда крайне болезненно, проходит все эти сложности.

А участие в конкурсах. Это же один из самых конфликто-содержащих элементов учебного процесса. Любой исход может привести к проблеме. Ты победил, но стал ленивым и высокомерным. Ты победил, но тебе завидуют. Ты победил, и поэтому боишься проиграть в следующий раз. Или ты проиграл, и опустил руки. Ты проиграл, и больше не веришь в себя. Ты проиграл, и считаешь, что мир несправедлив. Но ведь бывает совсем по-другому. Ты победил, и тебе ещё больше хочется расти и развиваться. Ты проиграл, и теперь ты особенно стараешься. Как раз отношение к победе-проигрышу в конкурсах — это то, на что сильно может повлиять педагог. Все зависит от того, как он настроит учеников.

Но бывают такие внутренние конфликты, которые ты даже не всегда можешь увидеть. Недавно на одном из занятий в лит.студии у одной девочки что-то не задалось. Все увлеченно уткнулись в свои тетради, блокноты, скетчбуки, а она задумчиво и немного грустно смотрела в никуда.

— Александра Алексеевна, можно я гитару возьму, мне что-то не пишется.

Конечно, я разрешила. Девочка так и проиграла все занятие. Но это ценно.

Для остальных она создавала вдохновение своей музыкой. А для себя? Не знаю, что творилось в ее душе. Но, как минимум, она развила навык игры на гитаре :)

Бывает, что конфликт не связан с занятием в детском объединении, а просто пришёл-приехал в сердце подростка, из школы, дома, от нерешённых вопросов с друзьями. И тут, если он серьёзный, он, так или иначе, оставит круги на воде. Хотя внешне это может почти никак не проявиться.

— Друзья, вам надо придумать как можно больше рифм к слову «снег».
— «Рифма к слову «снег», так, рифма… Человек, век, … бег… Нет, ну как он мог?! Почему он не позвонил?! А Катя сказала, что потом его видела с…»
— Уже осталось 5 минут.
— «Снег — … снег… Всё, удалить из друзей в вк! Забыть его имя! Прямо сейчас!»
— Маша, тебе зачем телефон, пиши, пожалуйста, 2 минуты осталось.
— «Но мне надо удалить его из друзей! Ладно, позже. Снег… Дурак! По-моему отлично рифмуется!»
— 1 минута, и читаем, у кого что получилось.
— «Снег… нег… Нет!.. мне.. смех… Только мне не до смеха. Когда в душе столько снега. О, это же начало стиха…»
— Всё, читаем.
— Подождите, пожалуйста! Ещё минутку. Мне чуть-чуть дописать.
Если бы я знала, что скрывается за каждым «подождите, пожалуйста!». Какие пройденные горы, какая борьба с самим собой, какая погоня за вдохновением, какое сражение с ленью, какая бесстрашная битва с пустотой. Но я этого не знаю. И хорошо, что так. Мне остаётся лишь спокойно дать ещё 2-3 минуты. Просто «подождать, пожалуйста». И часто за этим следует что-то особенное. Гениальный стих, рождённый только что. Да, кирпичи скреплены собственной болью, да, пришлось самого себя, свою душу вывернуть. Но это участь поэтов.

Но самое, пожалуй, главное и сложное – это отклик, оценка, восприятие творчества подростка. Каждому, кто сделал фотографию, сочинил стих, написал картину, хочется знать «ну, как?». Тут важно мнение каждого. Педагога – потому что это взгляд профессионала. Одногруппников – потому что подростку хочется быть принятым сверстниками, да и любому творческому человеку нужно признание. От этого никуда не уйдёшь. И, конечно же (особенно когда дело касается поэзии), каждый склонен олицетворять своё творение с собой. Это же душа человека, как открытая книга, лежащая на столе. И сколько нужно чуткости педагогу, сколько правильных слов, чтобы объяснить, что «отношение к стихам, и отношение к тебе – это две разные вещи», что «мы тебя любим, принимаем и ценим, а то, что ты сейчас прочитал надо доделать или исправить, потому-то и потому-то, но сам ты – замечательный и удивительный», что «да, ты молодец, что заметил белку и успел её сфотографировать, но в следующий раз тебе нужно учесть то, то и то».

Не знаю, как справляются с этим моментом другие педагоги. Мне было бы крайне интересно поучиться у них опыту, у тех, кто занимается с подростками, которые и так крайне ранимые личности. Для меня это один из сложных моментов в течение занятия. Вот тут мне нужна мудрость. Она мне нужна постоянно, но тут особенно.

P.S.  Способы разрешения конфликтов в детском  коллективе. Какими могут быть типичные причины и источники таких конфликтов? Какие виды конфликтов наиболее часто выделяет современная социально-педагогическая  наука? В разрешении каких из  видов конфликта Вам приходилось принимать непосредственное участие? (вопросы для самопроверки готовности педагога к деятельности согласно требованиям «Профессионального стандарта педагога»)