Прошлой осенью в Сузунском районе. Размышления о первом региональном мастер-класс-пленэре «Сказание о земле Сибирской»

Номер: 

В педагогическом сообществе давно стало аксиомой суждение о том, что детское изобразительное искусство при определенных, педагогически системно выстроенных условиях превращается в эффективное средство становления и развития духовно цельной личности, способной к творческому самоосуществлению на основе формирующихся индивидуальных представлений о красоте, о законах добра и справедливости, о ценности труда и искусства. Как создать такие условия в современном учреждении дополнительного образования детей? И какие образовательные практики, какие принципы и способы организации творчески насыщенной изобразительной деятельности учащихся стимулируют их духовно-нравственную, эмоционально-образную, художественно-познавательную активность? Какие психолого-педагогические механизмы способствует развитию устойчивого интереса к отечественной и региональной истории и культуре? Вот те основные, самые, пожалуй, важные вопросы, на которые искали ответы методисты и педагоги-практики Городского центра дополнительного образования города Оби, приступая к реализации педагогического проекта по организации первого регионального межведомственного мастер-класс-пленэра «Сказание о земле Сибирской».

Ключевой концептуальной идеей для педагогического проектирования художественно-образовательного пространства мастер-класс-пленэра послужила нам мысль о необходимости творческого развития современных детей на принципах художественного краеведения. Содержательная канва выстраиваемого мероприятия опиралась на краеведческий компонент, раскрывающий историко-культурные особенности процесса освоения Сибири и формирования самосознания сибиряков. Реализация данной концептуальной педагогической идеи осуществлялась посредством создания социально открытой культуро-образовательной среды, организации персонализированного художественного образования на основе системной интеграции ресурсов межведомственного взаимодействия.

Проект был осуществлен с 12 по 14 сентября 2018 года при участии педагогов и воспитанников Детской художественной школы районного поселка Краснообск, Дома детского творчества Сузунского района и Сузунской детской школа искусств. Территориально мастер-класс-пленэр проводился в Сузунском районе Новосибирской области на базе Детского оздоровительного центра «Патриот». В работе мастер-класс-пленэра приняли участие 68 учащихся и педагогов учреждений дополнительного образования детей Новосибирской области.

Идея развития вариативных форм персонализированного художественного образования в рамках данного проекта была определена нами в качестве приоритетной целевой задачи для всей педагогической команды, задействованной в межведомственном мастер-класс-пленэре. Вслед за российским педагогом-исследователем Ю. В. Крупновым, мы стремились «через подбор личной образовательной программы, соединить конкретного ребенка с социально-культурным сообществом», соединить с тем сообществом, которое на практике разрабатывает новые теоретические и методические подходы «к воспроизводству традиций и, тем самым, с большей степенью вероятности обеспечивает перспективность образования ребенка» (см.: Крупнов Ю. В. Практика персонального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: www.personaledu.narod.ru (дата обращения 20.03.2019).

Пленэрная практика — эта универсальная социально-художественная форма обучения, позволяющая с высокой степенью эффективности проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты в сфере детского художественного образования. Это форма, которая направлена на развитие индивидуального творческого подхода к изображаемому пейзажу, форма, которая дает возможность каждому ребенку, постигающему великое искусство живописи, найти свое неповторимое воплощение красочного богатства окружающей его природной среды, причем динамично изменяющейся на его глазах под воздействием света и воздуха.

Именно художественно-педагогическая значимость пленэрной практики для становления и развития цельной личности определила основной принцип организации регионального межведомственного мастер-класс-пленэра «Сказание о земле Сибирской» — принципа гуманизации художественно-образовательного взаимодействия педагогов и учащихся, который обуславливает необходимость вариативности и «очеловечивания» содержания процесса обучения, в центре которого находится личность ребенка, активно взаимодействующая с социумом ,природой, культурой.

Погружаясь в живописную среду Сузунского района, учащиеся практически осваивали своеобразие колористических образов сибирской природы, искали наилучшее композиционное решение, свой неповторимый сюжет, стремясь передать конкретное настроение, ритм и гармонию цветовых контрастов осенней воды, деревенской улицы, старой уборочной техники на полях….Знакомясь с культурой, бытом и историческими традициями жителей Сузунского района (в частности, при посещении Музейного комплекса Сузун-завод и Монетного двора), участники нашего мастер-класс-пленэра еще полнее постигали сибирский колорит, открывали глубинные смыслы и ценности коренных жителей Новосибирской области.

Многообразие впечатлений, полученных в природной и социокультурной среде претворялись в авторский художественный образ, который передавался с помощью следующих «основных методов пейзажной живописи» (по классификации Н. П. Головачевой и З. Ж. Рабиловой [1]): 1) метод работы цветовыми отношениями и цельность восприятия натуры в условиях пленэра; 2) восприятие и передача основных цветовых отношений; 3) общее тоновое и цветовое состояние; 4) цвет освещения и колористическое единство объекта; 5) изображение деталей пейзажа; 6) пространство в пейзаже» и др.

Межведомственный подход в организации пленэрного образовательного события позволил создать уникальную среду для совместного творчества и обмена педагогическими приемами, методами и технологиями современного художественного образования. Педагоги, представители разных учреждений дополнительного образования Новосибирской области, активно участвовали в просмотре детских творческих работ, обсуждали актуальные проблемы становления и развития ребенка как художника и творца, демонстрировали свои приемы и подходы в работе с творческой индивидуальностью ребенка. Открытый профессиональный диалог стал для многих педагогов-практиков уникальной ресурсной возможностью для активизации своего дальнейшего профессионально-личностного роста.

 Научно-методическое сопровождение проекта обеспечивалось преподавателями кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО. Активными партнерами в реализации содержательной модели стали преподаватели Института искусств НГПУ. В рамках общей программы мастер-класс-пленэра был подготовлен и успешно прошел межведомственный научно-методический семинар: «Организация пленэрной практики в учреждениях дополнительного образования детей на принципах художественного краеведения», где Шаповалова Елена Геннадьевна, руководитель службы качества Детской художественной школы р.п. Краснообска, представила многолетний опыт организации пленэрной практики в различных культурно-исторических местах России.

Широкий выбор разнообразных мастер-классов, индивидуальных консультаций и творческих тематических бесед педагогов и воспитанников способствовали развитию готовности учащихся к использованию различных художественных приемов работы в натурных этюдах, формированию художественного видения, ценностного и эмоционального отношения к окружающему миру. Об этом объективно свидетельствуют выполненные творческие работы участников мастер-класс-пленэра, которые по завершению проекта были представлены в г. Новосибирске на выставке «Сказание о земле Сибирской», состоявшейся в Новосибирской областной юношеской библиотеке с 30 октября по 10 ноября 2018 года (Проспект-приглашение на эту выставку, иллюстрированный репродукциями с творческих работ детей дан в приложении к настоящей статье). Открытие выставки стало ярким запоминающимся событием как для воспитанников, так и для педагогов учреждений дополнительного образования. Каждый участник увидел на выставке результат своего творческого поиска и труда. Особая эмоционально приподнятая атмосфера, царившая на открытии выставки, свидетельствовала о единстве детей и педагогов.

Подводя итог, мы с уверенностью можем сказать, что такие межведомственные региональные проекты как наш мастер-класс-пленэр на деле способствуют качественному методико-содержательному обогащению системы художественного образования в учреждениях дополнительного образования, позволяют достигать итогового воспитательного результата, о котором в свое время мечтал талантливый русский теоретик-педагог Д. И. Писарев: «Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие». Доверие в творческом процессе, как мы еще раз смогли убедиться в процессе проведения мастер-класс-пленэра в Сузунском районе, возникает только тогда, когда педагог, сохраняя индивидуальность ребенка, ведет его по ступенькам мастерства, а ребенок, открывающий в себе новые возможности, принимает помощь и поддержку своего учителя. Таков на деле оказался методико-психологический вывод, в опоре на который мы будем и далее стремиться выстраивать художественно-образовательное пространство воспитательно-дидактических отношений.

 

Литература

  1. Головачева Н.П., Рабилова З.Ж. Пленэрная практика в системе художественного образования // Омский научный вестник. —2015. — № 2 (136)
Дополнительные файлы: